Заболевания, передающиеся половым путём (ЗППП)

Заболевания, передающиеся половым путём (ЗППП), или инфекции, передаваемые половым путём (ИППП) (англ. Sexually Transmitted Diseases ( STD’s/STD) — под этими терминами понимают инфекционные заболевания, наиболее частым путём заражения которыми является половой.

Инфекции, за редким исключением передающиеся только половым путем, в отечественной медицине принято выделять в группу венерических заболеваний (сифилис, гонорея, донованоз, мягкий шанкр). Другие ИППП часто передаются и иными путями: парентеральным (ВИЧ, гепатит В), прямым контактным (чесотка), вертикальным —от матери к плоду(ВИЧ).

К ИППП относятся:

• бактериальные инфекции: паховая гранулёма (донованоз), мягкий шанкр, сифилис, венерическая лимфогранулема, хламидиоз, гонорея, и др.
  • вирусные инфекции: ВИЧ, генитальный герпес, остроконечные кондиломы, вызываемые папилломавирусом человека, гепатит B, цитомегаловирус (герпесвирус человека тип 5), контагиозный моллюск;
  • протозойные инфекции: трихомонозы;
  • грибковая инфекция: кандидоз (молочница);
  • К ЗППП в широком смысле относятся паразитные заболевания:
  • фтириаз (лобковые вши)
  • чесотка.

Часто встречающимся термином среди обывателей обозначаю, так называемую группу — скрытые инфекции, которые действительно достаточно сложны для выявления, и во многом, клиника их стерта и бессимптомна или малосимптомна. К этой группе инфекций относят хламидии, микоплазмы, уреаплазмы, и др. Об особенностях диагностики и анализах на скрытые инфекции подробно в разделе Диагностика.

Распространенным заблуждением является приобщение к ИППП таких заболеваний как кандидозный кольпит, неспецифический уретрит и бактериальный вагиноз, вызванные условно патогенной и сапрофитной флорой.

Пути передачи

Основной особенностью ЗППП является высокая восприимчивость возбудителей к условиям окружающей среды. В связи с чем для инфицирования необходим тесный контакт слизистых оболочек.

Группа венерических ИППП практически всегда передается при незащищенном половом контакте (вагинальном, анальном, большинство и при оральном), в очень редких случаях передача происходит контактным, парентеральным или вертикальным путем (например, сифилис). Важно понять, что половой контакт включает больше, чем обычные половые сношения (вагинальный и анальный секс). Половой контакт включает поцелуи, орально-половой контакт и использование сексуальных «игрушек», таких как вибраторы.

Для ИППП в широком понимании этой группы характерны и другие пути передачи. В частности, заразиться HPV-папилломавирусом возможно при тесном бытовом контакте, трихомонада может длительное время сохранять свои инфекционные свойства во влажных средах (мокрые полотенца, гладкие поверхности). Чесотка и фтириаз передаются прямым контактным путем и редко контактно-бытовым через предметы обихода белье. Вертикальный путь передачи инфекции подразумевает инфицирование ребёнка во время прохождения родовых путей. Для ВИЧ-инфекции и гепатита В характерны и парентеральные пути передачи.