Водянка оболочек яичка (Гидроцеле)

Водянка оболочек яичка (водянка яичка, гидроцеле) — скопление серозной жидкости между собственными оболочками яичка, при котором оно увеличивается в размерах. Нередко встречается у детей. Наблюдается у 1-2% мужчин. В большинстве случаев гидроцеле не очень беспокоит. Размеры гидроцеле могут быть очень вариабильны и содержать от 30-40 мл жидкости до нескольких литров. В литературе описан случай обращения больного с водянкой объемом в 12 литров жидкости.

Классификация

У взрослых заболевание чаще приобретенное, у детей — обычно врожденное. Водянку оболочек яичка классифицируют по генезу или по остроте заболевания.

По генезу: врожденная и приобретенная

• Врожденная форма может быть сообщающаяся, несообщающаяся.
  • Приобретенная форма: первичная (идиопатическая) или вторичная (симптоматическая).

По остроте заболевания:

острая или хроническая форма.

Врожденное гидроцеле.

В норме закладка яичка происходит в брюшной полости, затем сформированное яичко мигрирует в мошонку под воздействием мужских гормонов с участием «гунтерова» тяжа в окружении влагалищного отростка брюшины. Просвет этого отростка к моменту рождения ребенка должен полностью закрыться. В том случае, когда происходит нарушение процессов облитерации (закрытия), возникают сообщающаяся водянка яичка или паховая грыжа в зависимости от диаметра отростка.

При этом жидкость из брюшной полости по протоку свободно попадает в оболочки яичка. Иногда происходит только частичное закрытие вагинального отростка. В этом случае влагалищный отросток брюшины облитерируется на разных уровнях пахового канала и яичка. Это приводит к таким заболеваниям как изолированная водянка яичка (киста яичка), изолированная водянка семенного канатика (киста семенного канатика) и изолированная водянка семенного канатика и яичка (киста семенного канатика и яичка).Влагалищная оболочка яичка вырабатывает жидкость, которая служит как бы смазкой для яичка и способствует его свободному перемещению внутри мошонки. В норме поддерживается баланс между выработкой этой жидкости и её обратным всасыванием.

С нарушением этого механизма связанна так называемая, физиологическая водянка. Она встречается примерно у 10% новорожденных, и больше чем в половине случаев исчезает самостоятельно к первому году жизни ребёнка. Причина ее развития заключается в несовершенстве лимфатического аппарата паховой области у новорожденных и грудных детей, что ведет к замедленному обратному всасыванию (абсорбции) образующейся серозной жидкости между оболочками яичка. По мере роста ребенка возможны завершение облитерации вагинального отростка и увеличение абсорбционных свойств его оболочек, что у значительной части детей приводит к самостоятельному излечению водянки.

Приобретенное гидроцеле.

Приобретенная водянка возникает при остром или хроническом воспалении яичка, при травме яичка, при сердечно-сосудистой недостаточности, при новообразовании органов мошонки. Оперативные вмешательства на половых органах также могут привести к гидроцеле. Это так называемая реактивная «сиптоматическая» водянка, которая проходит по мере лечения основного заболевания.

Механизм развития связан с уплотнением оболочек яичка, что нарушает лимфоотток с угнетением микроциркуляции (наругением кровообращения). В результате этого происходит скопление жидкости между оболочками. Водянка оболочек яичка развивается без болей и без каких-либо расстройств. Накопление жидкости протекает медленно и незаметно, иногда скачкообразно. Увеличение мошонки может быть небольшим, но иногда оно достигает размеров гусиного яйца и даже головы ребенка. При водянке оболочек яичка очень больших размеров возникают затруднения при мочеиспускании и половом акте. Гидроцеле имеет гладкую поверхность и плотно-эластическую консистенцию, безболезненно при пальпации, определяется флюктуация. Кожа мошонки свободно берется в складку. Яичко обычно прощупать не удается, и только при небольшой водянке оно может определяться внизу припухлости. При диафаноскопии отмечается просвечивание всего образования. Симптом просвечивания бывает отрицательным только в тех случаях, если оболочки яичка резко утолщены, имеются гематоцеле или пиоцеле (кровь или гной в оболочках яичка), либо опухоль яичка. Гематоцеле — кровоизлияние в полость водянки оболочек яичка, которое может возникнуть в результате травмы, при геморрагических диатезах, после неудачной пункции гидроцеле.

По течению различают острую и хроническую водянку яичка. Обычно водянка оболочек яичка не сопровождается болевыми ощущениями. Жидкость в оболочках яичка может накапливаться очень медленно, в некоторых случаях накопление жидкости может идти скачками. При водянке оболочек яичка в мошонке можно прощупать образование грушевидной формы, основание которого внизу, а суженная верхушка направлена к паховому каналу. Иногда жидкость может попадать в паховый канал. Тогда водянка яичка может иметь вид песочных часов с перетяжкой в области наружного пахового кольца. Размеры гидроцеле могут быть различными: от небольших увеличений размеров мошонки до шаровидного образования размером с футбольный мяч. Болей при прощупывании чаще всего не бывает. Кожа на мошонке остается неизмененной, легко смещается. Водянка яичка прощупывается как плотное эластичное образование. При большом размере гидроцеле она может стать препятствием для совершения полового акта, иногда возникают затруднения при мочеиспускании.

Диагнстика водянки яичка

Диагноз водянки яичка устанавливают с помощью ультразвукового исследования яичек и диафаноскопии. При ультразвуковом исследовании находят накопление жидкости между оболочками яичек и неизмененное яичко.

Диафаноскопия — метод, основанный на просвечивании.

При гидроцеле все образование просвечивается равномерно. Иногда при кровоизлиянии в полость гидроцеле из-за травмы или неудачного прокола в ней накапливается кровь. Такое состояние называется гематоцеле. При проникновении инфекции и образовании нагноения возникает пиоцеле. Гнойная водянка яичка возникает чаще при орхитах и эпидидимитах в результате проникновения инфекции при абсцессе яичка или придатка яичка.

Лечение водянки яичка (Гидроцеле)

Лечение водянки яичка при воспалительных заболеваниях яичка и его придатка заключается в лечении основного заболевания: назначение антибактериальной терапии, покой и ношение суспензория. Для удаления жидкости из полости гидроцеле проводят пункцию водянки яичка. Жидкость при этом удаляют, а в полость вводят склерозирующие препараты. У этого метода лечения могут быть осложнения. При неудачной пункции оболочки яичка могут быть повреждены, возникает кровоизлияние и в полости гидроцеле накапливается кровь. Иногда в полость гидроцеле может быть занесена инфекция и возникает воспалительный процесс. Радикальным методом лечения считается операция. При водянке оболочек яичка выполняется три вида оперативных вмешательств.

• Операция Винкельманна.
  • Операция Бергмана.
  • Операция Лорда.

Тем не менее, нет принципиальной разницы между предложенными операциями (Винкельмана, Бергмана или Лорда). Так в большинстве случаев хирург определяет вид пластики оболочек яичка уже во время операции. Так, например, нерационально делать операцию Бергмана или Лорда при водянке больших размеров, когда есть избыток оболочек. Операция Лорда также не подойдет при застарелой водянке, когда оболочки становятся жесткими и их гофрирование приведет к плохому результату с точки зрения эстетики.