Везикулит

Везикулит — воспаление семенного пузырька. В основном встречается вместе с простатитом, уретритом, эпидидимитом, редко — изолированно. Чаще всего развивается как осложнение другого инфекционно-воспалительного заболевания. Нередко является хроническим заболеванием мочеполовой системы как сочетание с хроническим простатитом, уретритом, эпидидимитом. Везикулит развивается преимущественно у мужчин, длительно страдающих хроническим простатитом.

Причины возникновения везикулита

Причиной возникновения везикулита может служить инфекция, которая проникает из заднего отрезка уретры или предстательной железы, а также гематогенным или лимфогенным путём. Различают острый и хронический везикулиты.

Основные причины везикулита:

• общее переохлаждение организма;
  • частые запоры;
  • работа в сидячем положении;
  • длительное половое воздержание;
  • чрезмерная половая активность;
  • малоподвижный образ жизни;
  • хронические воспалительные заболевания мочеполового тракта;
  • угнетение иммунной системы.

Клиническая картина и симптомы везикулита

Клиническая картина острой формы сходна с картиной острого простатита:

• высокая температура, озноб;
  • резкие боли в паховой области, крестце, области заднего прохода;
  • учащённое мочеиспускание;
  • частые и продолжительные ночные эрекции;
  • прогрессирующее снижение оргазма при эякуляции, вплоть до его полного исчезновения;
  • ускоренная и болезненная эякуляция;
  • явление сперматореи (свободное подтекание спермы из уретры, особенно после спонтанных эрекций);
  • гемоспермия (примесь крови в сперме)
  • бесплодие.

Выраженность и наличие большинства симптомов зависит от остроты и распространенности процесса, от агрессивности возбудителя, от состояния иммунной системы и местных факторов защиты, от длительности воспалительного процесса. Поэтому, везикулит может проявлять себя от бурного течения со всеми симптомами перечисленными выше (редко), и до бессимптомного или маловыраженного течения (что чаще). Зачастую пациенты предъявляют только некоторые жалобы. Например, ускоренная эякуляция, незначительные боли в области таза, непостоянного характера, или бесплодие в браке.

Значительно чаще встречается симптоматика хронического везикулита, когда периодически возникающие преходящие тупые боли в промежности, заднем проходе. Боль усиливается при наполненном мочевом пузыре и при дефекации. Во время дефекации могут появляться выделения из уретры. Эякуляция становится болезненной и сопровождается изменениями количества эякулята (спермы), снижением количества подвижных сперматозоидов и скорости их движения. Больные могут также предъявлять и общесоматические жалобы на слабость, повышенную утомляемость, регулярное повышение температуры тела до 37°С.

Если отсутствует лечение везикулита, процесс может обостряться — температура тела повышается до 38-39°С, боли и все другие проявления заболевания резко усиливаются. Дальше при отсутствии лечения везикулита может развиться нагноение семенных пузырьков, и помочь в данном случае сможет только операция. Другой вариант — хроническое воспаление семенных пузырьков распространится на придатки яичка, вызовет двусторонний хронический эпидидимит, что может привести к обтурационной форме бесплодия.

Диагностика везикулита

Для диагностики везикулита проводится

• ректальное исследование,
  • общие анализы крови и мочи,
  • посев секрета семенных пузырьков или спермы на флору с чувствительностью к антибиотикам
  • исследование секрета семенных пузырьков на ЗППП методом ПЦР
  • ТРУЗИ, трансректальное ультразвуковое исследование простаты и семенных пузырьков

На ультразвуковой сонограмме отчетливо видны расширенные полости семенного пузырька значительно увеличенного в размерах, с утолщенными стенками и содержимым неоднородной эхо-плотности. Все эти УЗИ- симптомы, являются классическими про везикулите.

Почти всегда этих обследований бывает достаточно для постановки окончательного диагноза.

Лечение везикулита

Лечение острого неосложненного везикулита консервативное, обязательно в больнице. Для определения вида лечения требутеся консультация уролога. Проводится антибактериальная терапия, применяют мягкие слабительные средства, ректальные свечи с анестетиками. При отсутствии острого воспаления проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж семенных пузырьков, горячие микроклизмы и т. д. При нагноении пузырьков проводится операция. Профилактика везикулита заключается в лечении основного заболевания (хронического простатита) и устранении факторов, способствующих развитию заболевания. Старайтесь не переохлаждаться, при запорах пользуйтесь слабительными средствами, при сидячей работе обязательно устраивайте себе паузы активного отдыха, ведите регулярную половую жизнь без длительных периодов воздержания и без излишеств, лечите имеющиеся хронические заболевания. Пренебрежение этими простыми советами может служить причиной везикулита.

Лечение везикулита

Лечение везикулита длительное, с использованием физиотерапии и антибиотиков. В некоторых случаях показано вскрытие гнойника или удаление семенного пузырька (везикулэктомия). Терапия везикулита начинается с назначения антибиотиков широкого спектра действия, болеутоляющих препаратов, иногда назначают слабительные, ректальные свечи с анестетиками. Такое лечение сравнимо с лечением простатита.. После того, как снизиться температура тела, больному назначаются физиотерапевтические процедуры, массаж семенных пузырьков и т. д. При хроническом и подостром течении везикулита лечение проводится амбулаторно специалистом урологом. Только специалисту под силу провести грамотную и корректную терапию заболевания. При недостаточном лечении и диагностики везикулита, может переходить в хроническое рецидивирующее течение, требующее более длительного и расширенного лечения, и характеризующееся множественными необратимыми изменениями в структуре и функции семенных пузырьков и соседней простаты.

Профилактика везикулита