Варикоцеле

Варикоцеле или варикозное расширение вен семенного канатика представляет собой мешочковидное расширение (дилятацию) вен гроздьевидного сплетения, расположенного в мошонке по ходу семенного канатика. Это расширение в основном происходит в результате повышения давления в яичковой вене, в сочетании с недостаточностью или отсутствием венозных клапанов в ней, а также при патологии других вен, по которым осуществляется отток крови.

Наиболее часто оно начинается у подростков в возрасте от 10 до 14 лет. В среднем же этим заболеванием страдают до 15% мужчин. Варикоцеле наблюдается в основном с левой стороны (в левой половине мошонки и по ходу левого семенного канатика), что связано с анатомическими особенностями отхождения левой яичковой вены.

Варикоцелле обычно проявляется с левой стороны (очень редко проявляется как двустороннее или правостороннее), что объясняется впадением семенной вены слева под прямым углом в почечную вену. Это анатомическая особенность создает препятствие и сопротивление кровотоку с возникновением турбулентного завихрения. Для поддержания нормального кровотока левая яичковая вена содержит внутренние клапаны, недостаточность развития которых и лежит в основе патогенеза этого заболевания. В положении лежа вены в норме спадаются.

Различают идиопатическое (первичное) и симптоматическое (вторичное) варикоцеле. Симптоматическое варикоцеле может наблюдаться при изменении геометрии нижней полой вены, например в следствие прорастания новообразования правой почки. Такое варикоцеле находится справа и степень наполнения вен не зависит от положения больного.

Различают варикоцеле следующих степеней:

• Варикоцеле I степени: увеличение лозовидного сплетения, обнаруживаемое только при проведении пробы Вальсальвы или инструментально (УЗИ, доплерография);
  • Варикоцеле II степени: расширенные вены видны невооруженным глазом только стоя, в положении лёжа не пальпируется, есть пальпируемое увеличение венозного сплетения, размеры яичка и его состояние остаются без изменений;
  • Варикоцеле III степени: видимое на глаз увеличение лозовидного сплетения в положении и стоя и лёжа, состояние яичка без изменени;
  • Варикоцеле IV степени: расширенные вены яичка и семенного канатика видны невооруженным глазом, яичко мягкое, его размеры уменьшены;

Лечение варикоцеле.

Варикоцеле лечат только хирургическим путем. Для этой цели предложено несколько операций, суть которых сводится к перевязке варикозно расширенных вен, по которым осуществляется отток крови из яичка, и запуску кровотока по нормальным венам. Главное во время операции перевязать все патологические вены, иначе возможен рецидив. Вторым немаловажным моментом операции является необходимость сохранения яичковой артерии, кровоснабжающей яичко. Ее пересечение часто приводит к атрофии яичка. Наиболее распространенные в нашей стране операции из забрюшинного пахового доступа (операции Иваниссевича).

В последние годы также применяются и лапароскопические операции по поводу варикоцеле.

Показаниями к операции служат боли в мошонке, бесплодие или его профилактика, атрофия яичка, профилактика раннего мужского климакса.