Уретроскопия

Уретроскопия (греч. uterhra мочеиспускательный канал + scopio рассматривать, исследовать) метод визуального исследования мочеиспускательного канала с помощью специальных приборов — уретроскопов и уретроцистоскопов.

Показанием к уретроскопие являются хронические воспалительные заболевания, пороки развития (клапаны. дивертикулы), новообразования, инородные тела, камни, стриктуры мочеиспускательного канала, заболевания семенного бугорка. Во время уретроскопии возможно выполнение биопсии и проведение различных лечебных мероприятий: удаление камней, инородных тел, новообразований, рассечение стриктур, электрокоагуляцию гемангиом и др. Уретроскопия противопоказана при острых воспалительных процессах в мочеиспускательном канале, предстательной железе, семенных пузырьках и их придатках.

При инфицированности нижних мочевых путей и половых органов перед уретроскопией проводят антибактериальное лечение в течение 2–3 дней. Для профилактики возможного обострения воспалительного процесса ограничиваются одноразовой инъекцией антибиотика широкого спектра действия (например, цефазолин) внутримышечно или внутривенно за 1 ч до уретроскопии.

В клинической практике применяют уретроскопы для сухой и ирригационной уретроскопии. Сухая уретроскопия позволяет осмотреть мочеиспускательный канал на всем протяжении, не растягивая его стенок. Ирригационная уретроскопия дает возможность осмотреть проксимальный отдел уретры и шейку мочевого пузыря при постоянном растягивании стенки мочеиспускательного канала циркулирующей промывной жидкостью. Уретроскоп состоит из полой металлической трубки с обтуратором, осветительной и оптической системами. С совершенствованием эндоскопической техники стали чаще пользоваться уретроцистоскопами, которые позволяют исследовать не только мочеиспускательный канал на всем протяжении, но и мочевой пузырь, а также выполнить необходимые хирургические и терапевтические манипуляции.

Для уретроскопии необходимы максимально асептические условия. Непосредственно перед уретроскопией больной опорожняет мочевой пузырь; затем его укладывают на урологическое кресло (положение исследуемого при этом — горизонтальное, ноги согнуты в коленях и разведены) и проводят местную анестезию 2% раствором новокаина или лидокаина, которые вводят в мочеиспускательный канал. Детям и психически неуравновешенным лицам урероскопию проводят под общей или эпидуральной анестезией. Нормальная слизистая оболочка уретры блестящая, влажная, гладкая. После уретроскопии целесообразно на 3–5 дней назначить антибактериальные препараты.

Осложнениями уретроскопии являются уретрит, простатит, везикулит, эпидидимоорхит, цистит. Для их профилактики необходимо соблюдать правила асептики и антисептики при выполнении уретроскопии и проведении превентивной и постманипуляционной противовоспалительной терапии. В редких случаях может произойти перфорация стенки мочеиспускательного канала.