ЦМВ (цитомегаловирус) «HCMV» или «герпесвирус человека тип 5» (HHV-5).

Цитомегаловирус, (англ. CMV, cytomegalovirus) — это род вирусов группы герпес вирусов (Herpesvirus). В случае вирусов человека обычно применяется название «HCMV» или «герпесвирус человека тип 5» (HHV-5).

Вирус имеет сродство к тканям слюнных желез, что зачастую позволяет находить и локализовывать его именно там. Данный вирус, как и все вирусы герпеса, имеет свойство постоянно находиться (персистировать) в организме человека при однократном заражении, однако сам по себе он не сильно заразен, поскольку для этого требуются частые и тесные контакты с носителем. ЦМВ также весьма широко представлен в популяции, однако антитела в организме человека начинают выделяться самостоятельно. Антитела обнаруживают у 10–15% подростков и 40% людей от 30–35 лет.

Эпидемиология

HCMV обнаружен практически во всех точках земного шара и распространен среди всех социоэкономических групп, им, например, инфицированы около 50-80% населения США, о чём свидетельствует наличие антител среди большей части населения.

Инфекция HCMV наиболее распространена в развивающихся странах и сообществах с низким социоэкономическим статусом, и представляет собой наиболее частую причину врожденных дефектов, вызванных вирусами.

Пути заражение ЦМВ

• воздушно-капельным путем, а также через слюну при поцелуях;
  • половым путем — при контакте со спермой и слизистой матки;
  • при переливании крови;
  • при родах и во время пребывания ребенка в утробе в процессе беременности;
  • через молоко матери при грудном кормлении ребенка;

Клинические проявления ЦМВ

Срок от 20 до 60 дней считается инкубационным для ЦМВ, тогда как острая фаза заболевания длится от 2 до 6 недель. При этом проявляются: повышение температуры тела, признаки общей интоксикации, слабость, ознобы, головные боли, боли в мышцах, иногда явления бронхита. Впоследствии под действием вируса происходит перестройка иммунной системы организма, готовящейся к отражению атаки. Однако в случае нехватки сил организма острая фаза переходит в более спокойную форму, когда зачастую проявляются сосудисто-вегетативные расстройства, а также поражения внутренних органов.

В данном случае возможны три проявления заболевания:

• ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) — в данном случае представлены все симптомы ОРВИ (слабость, общее недомогание, быстрая утомляемость, немного повышенная температура тела, головные боли, насморк, увеличение и воспаление слюнных желез, белесоватые налеты на языке и деснах; иногда возможно наличие воспаленных миндалин.
  • генерализованная форма — поражение ЦМВ внутренних органов (воспаление печеночной ткани, надпочечников, почек, селезенки, поджелудочной железы). Данные поражения органов могут стать причиной бронхита, пневмонии, что ещё более ухудшает состояние и оказывает повышенное давление на иммунную систему. При этом лечение антибиотиками оказывается менее эффективным, нежели при обычном протекании бронхита и/или пневмонии. Вместе с тем может наблюдаться уменьшение тромбоцитов в периферийной крови, поражение стенок кишечника, сосудов глазного яблока, головного мозга и нервной системы. Внешне проявляется, в дополнении к увеличенным слюнным железам, кожной сыпью.
  • поражение органов мочеполовой/мочевыводящей системы — проявляется в виде неспецифического и периодического воспаления. При этом, как и в случае бронхита и пневмонии, воспаления плохо поддаются лечению традиционными для данного локального заболевания антибиотиками.

Также в случае заражения беременной женщины возможна патология плода, когда плод заражается поступившим в кровь извне ЦМВ, что приводит к невынашиванию плодана ранних сроках (одна из наиболее частых причин). Также возможна активизация латентной формы вируса, заражающего плод через кровь матери. Заражение приводит либо к гибели ребенка в утробе/после родов, либо к поражению нервной системы и головного мозга, что проявляется в различных психологических и физических заболеваниях. Особое внимание необходимо уделять ЦМВИ у плода (внутриутробная цитомегаловирусная инфекция), у новорожденного и детей раннего возраста. Важным фактором является гестационный период заражения, а также тот факт наступило ли заражение беременной впервые или произошла реактивация инфекции — во втором случае вероятность инфицирования плода и развития тяжёлых осложнений существенно ниже.

ЦМВ диагностируют при помощи следующих методов — выявление наличия вируса в биологических жидкостях организма:

• ПЦР (полимеразная цепная реакция). ПЦР отвечает на вопрос: вирус обнаружен или нет, но не дает ответа об активности вируса;
  • Посев на культуре клеток. Посев на культуре клеток не только выявляет вирус, но и дает информацию о его активности (агрессивности). Анализ результатов посева на фоне лечения позволяет делать заключение об эффективности проводимой терапии;
  • ИФА, обнаружение антител к ЦМВ:
    • Антитела IgM могут свидетельствовать или о первичной инфекции или об обострении хронической инфекции.
    • Антитела IgG — говорят только о том, что человек с вирусом встречался, инфицирование произошло. IgG при герпесвирусных инфекциях сохраняются пожизненно (в отличии, например, от хламидиоза). Есть лишь некоторые ситуации, в которых IgG имеют диагностическое значение.

Лечение ЦМВ

Лечение ЦМВ-инфекции должно быть комплексным, включать в себя иммунную и противовирусную терапию. ЦМВ довольно быстро уходит с периферии и перестает выделяться из биологических жидкостей (кровь, слюна, грудное молоко) — наступает латентная фаза инфекции, — качественно проведенная иммунотерапия активирует защитные механизмы организма, которые контролируют в дальнейшем активацию латентной ЦМВ-инфекции.

Лечение вируса имеет общий характер, когда требуется укрепление иммунной системы человека для противостояния развитию заболевания даже в случае заражения. Также лечение антибиотиками сопутствующих заболеваний в комплексе с противовирусной и общеукрепляющей терапией позволяет вывести вирус в латентную (неактивную) форму, когда деятельность вируса контролируется иммунной системой человека.