Стрессовое недержание мочи

Стрессовым недержанием мочи (СНМ) называется состояние, когда при напряжении мышц брюшного пресса и повышении внутрибрюшного давления при кашле, физической нагрузке (бег, ходьба, занятия спортом), резком вставании, половом акте и т. д. возникает непроизвольное и неконтролируемое подтекание мочи. По данным Международного Общества по Удержанию мочи (International Continence Society) около 40% женщин после 40 лет и около 55% после 60 лет имеют это страдание.

Клиника СНМ, и негативное влияние на повседневную жизнь.

СНМ проявляется подтеканием мочи от нескольких капель до больших количеств, которое возникают при кашле, чихании, смехе и/или любой другой физической нагрузке, приводящей к увеличению внутрибрюшного давления. СНМ часто называют «тихой эпидемией», поскольку большинство женщин предпочитает не обращаться по поводу этого страдания к врачу, полагая что оно естественно возникает в связи с возрастом и неизлечимо. Недержание мочи склонно прогрессировать, постепенно нарушая качество жизни. Женщины становятся привязаны к дому, не появляются в гостях, в театре, в других общественных местах из-за опасения неожиданно «намокнуть» или, боясь, что намокшая прокладка будет издавать заметный для других запах. Многие женщины прекращают половую жизнь. Такие ужасные ограничения особенно сильно травмируют и отравляют жизнь молодых и активных женщин. Однако жить с этой проблемой или просто менять прокладки, боясь всякий раз промочить белье, вовсе не обязательно. Современная урогинекология обладает большим арсеналом лечебных методов, которые с вероятностью до 90% позволяют покончить с этой проблемой раз и навсегда и вернуться к нормальной жизни.

Причины и механизмы стрессового недержания мочи.

Поскольку ведущим механизмом удержания мочи у женщин является достаточно высокое внутриуретральное давление или способность мочеиспускательного канала сопротивляться давлению мочи в мочевом пузыре, к СНМ приводят факторы, нарушающие эту способность. К таким факторам в первую очередь относятся слабость мышц тазового дна и пролапс (выпадение) тазовых органов (стенки влагалища, матка, мочевой пузырь и прямая кишка), возникающие после частых родов или тяжелого физического труда. Ослаблению мышц тазового дна могут способствовать: врожденная аномалия мышечной и соединительной ткани, травмы промежности, нарушение нервного контроля мышц тазового дна. К СНМ могут привести также травмы и врожденные аномалии таза и мочеиспускательного канала, последствия хирургических вмешательств на тазовых органах.

Скрининговым методом определение типа недержания мочи является Дрип-тест, заполнить который пациентка может самостоятельно.

Обследование при недержании мочи?

Для выяснения причин и степени СНМ тщательно выясняются жалобы пациентки, история развития заболевания, женщину просят заполнить дневник мочеиспусканий, где она фиксирует частоту и объем подтеканий мочи, количество и толщину прокладок, которые она использует в течение суток, количество выпитой жидкости и провоцирующие подтекание мочи события. Также очень важно полноценно оценить функцию всех органов малого таза, поскольку их состояние может существенно повлиять на результаты лечения недержания мочи. Функция всех органов оценивается также при помощи специальных опросников. Немаловажно выяснить и влияние недержания мочи на качество жизни. Часто во время тщательного врачебного осмотра и специальных тестов уже удается определить причину СНМ и даже выбрать оптимальный метод лечения. Однако в некоторых случаях может потребоваться ультразвуковое мочевого пузыря и рентгеновское исследование мочевого пузыря, цистоскопия (оптический осмотр мочевого пузыря), исследование (компьютеризированное изучение накопительной и изгоняющей функций мочевого пузыря и уретры). Разумеется, выполняются стандартные анализы мочи и ее посевы на микрофлору.

Лечение стрессового недержания мочи

Выбор метода лечения СНМ определяется его причинами, степенью выраженности, возрастом женщины, сопутствующими заболеваниями со стороны сердца, эндокринной и нервной системы. Эффективного медикаментозного лечения (таблетки, инъекции) истинного СНМ на сегодняшний день не существует. В лечении легких степеней СНМ достаточно эффективна физиотерапия (например, электростимуляция), лечебная физкультура. Однако, в большинстве случаев СНМ, особенно при неэффективности упражнений наилучшим и самым стойким эффектом обладает хирургическое лечение. Предложено достаточно большое количество операций, включая эндоскопические (введение субстанции коллагена в подслизистый слой уретры для лучшего смыкания ее стенок), лапароскопические (кольпосуспензия по Burch), малоинвазивные методы подвешивания шейки мочевого пузыря и петлевые (слинговые) операции с использованием систем компаний Microvasive, Bard, свободная синтетическая петля TVT и TVT Obturator от компании Johnson&Jоhnson и других. Используются и открытые операции в основном из вагинального доступа, которые часто не только позволяют устранить само СНМ, но и ликвидировать пролапс (выпадение) тазовых органов. Хирургическое лечение СНМ, проведенное опытным специалистом, в подавляющем большинстве случаев возвращает больных женщин к нормальной повседневной жизни, физической и сексуальной активности. Не существует одной универсальной хирургической методики, которая бы помогала всем пациенткам. Для каждого случая подбирается наиболее подходящий и перспективный план лечения, при необходимости подбирается операция, иногда состоящая из нескольких этапов, которые исправляют ситуацию наилучшим образом.