Рак предстательной железы

Рак простаты— злокачественное новообразование, возникающее из эпителия альвеолярно-клеточных желез.

Заболеваемость раком предстательной железы в России составляет в среднем от 2 до 4%. Рак простаты является причиной почти 10% смертей от рака у мужчин и одной из главных причин смерти у пожилых мужчин. В США рак предстательной железы является третьей по частоте причиной смерти от злокачественных опухолей.

По гистологическому составу рак предстательной железы подразделяется на следующие формы:

Недифференцированные

• Полиморфноклеточный рак (большое количество делящихся различных по форме и размерам клеток)

Малодифференцированные

• Анапластическая аденокарцинома (изменение внутриклеточных структур, характерные форма и размеры клеток)
  • Солидный рак (клетки располагаются пластами или тяжами, разделёнными прослойками соединительной ткани)
  • Скиррозный рак (опухоль становится твёрдой, фиброзной за счёт преобладания соединительнотканной стромы над опухолевыми клетками)

Дифференцированные

• Аденокарцинома (если рак возник из железистого эпителия)
  • Плоскоклеточный (если рак возник из плоского эпителия)
  • Тубулярный (возникновение из узких каналов, выстланных эпителием, в просвете которых может находиться секрет)
  • Кубический тубулярный рак
  • Призматический тубулярный рак
  • Альвеолярный (возникает из концевых отделов ветвящихся желез)

Причины развития рака простаты

• Возрастные гормональные изменения
  • Генетическая предрасположенность
  • Дисбаланс нутриентов. Согласно классификации одного из ведущих физиологов питания А. А. Покровского, пищевые вещества делятся на нутриенты и непищевые компоненты. К нутриентам относятся:
    • Белки ( полноценные и неполноценные; животного и растительного происхождения).
    • Углеводы (простые сахара; полисахариды)
    • Жиры (животного и растительного происхождения; жироподобные вещества)
    • Витамины (водорастворимые; жирорастворимые)
    • Минеральные вещества: макроэлементы; микроэлементы.
  • Хроническая интоксикация кадмием
  • Возможная дополнительная причина — наличие вируса XMRV (значение этого вируса в патогенезе рака простаты сейчас активно изучается)

Клиника и симптомы рака простаты

Симптомов, характерных только для рака простаты, не существует. Многие симптомы схожи с таковыми при аденоме предстательной железы.

Ими являются:

• ирритативные симптомы — частые позывы к мочеиспусканию, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, спастические или болевые ощущения в промежности;
  • обструктивные симптомы — затруднение при мочеиспускании, наличие прерывистой или тонкой струи мочи, задержка мочи. Увеличение времени мочеиспускания. Необходимость напрягать мышцы брюшного пресса для полного опорожнения мочевого пузыря

Однако данные симптомы могут быть связаны с появлением метастазов и разрастанием опухоли, когда речь идёт о запущенных стадиях рака. Метастазы распространяют опухоль как по кровеносным, так и по лимфатическим путям. Возможны метастазы в костную ткань.

Диагностика рака простаты и исключение метастазирования опухоли

• ректальное пальцевое обследование простаты
  • биопсия простаты (проводится, как правило, по результатам эхографии); расчёт «суммы Глисона».
  • исследование уровня простатического специфического антигена (ПСА) крови (общего и свободного с определением коэффициента соотношения между ними)
  • ТРУЗИ (трансректальное ультразвуковое исследование простаты)
  • урофлоуметрия
  • магниторезонансная томография
  • радиоизотопные исследования
  • рентгенологические обследования
  • компьютерная томография
  • ультразвуковое исследование брюшной полости

Лечение рака простаты

На сегодняшний день нет единого и абсолютно эффективного метода лечения рака простаты. В настоящий момент курс лечения заболевания назначают с учетом стадии онкологического процесса, возраста пациента, вероятности длительного безрецидивного периода, риска осложнений и т. д. Полное избавление человека от рака возможно на ранних стадиях заболевания, когда болезнь не начала еще распространяться по организму.

При локальных формах (1-2 стадия, без метастазов) рака применяются следующие виды лечения:

• Удаление предстательной железы (радикальная простатэктомия).
  • Дистанционная лучевая терапия. Облучение простаты и находящихся рядом лимфатических узлов в дозе около 40 Грей; позже излучение на опухоль наращивают до 70 Грей
  • HIFU-терапия. Абляция (разрушение) опухолей фокусированным высокоинтенсивным ультразвуком.
  • Брахитерапия или интерстициальная лучевая терапия. Введение в опухоль зёрен с радиоактивными препаратами.
  • Гормональная и антиандрогенная терапия

При 3 стадии и 4 стадии с метастазами применяются следующие виды лечения:

• Дистанционная лучевая терапия + гормональная терапия.
  • Облучение простаты и находящихся рядом лимфатических узлов с комбинацией терапией антагонистами (т. е. блокаторами) гонадотропин-рилизинг гормона (Фирмагон) (антагонисты ГнРГ)
  • Монотерапия антагонистами гонадотропин-рилизинг гормона. Пожизненное назначение (отмена возможна только по решению врача, например, в случае выздоравления или непереносимости)
  • Оперативная, хирургическая кастрация. Эффективность сопоставима с медикаментозной кастрацией антагонистами ГнРГ(Фирмагон), но операция необратима и пагубно влияет на настрой пациента. По данным исследований, большинство пациентов, при наличии финансовых возможностей, выбирают медикаментозную кастрацию. Преимущество медикаментозной кастарции в её обратимости после отмены препарата Запущенные формы рака лечатся лишь симптоматически или паллиативно; использование антиандрогенной и лучевой терапии может улучшить качество и длительность жизни больных.

Прогноз

Прогноз заболевания зависит от стадии процесса. Чем раньше начато лечение, тем выше вероятность благоприятного исхода. На ранних стадиях при адекватном лечении прогноз условно благоприятный, трудоспособность полностью восстанавливается. На поздних стадиях прогноз, безусловно, неблагоприятный, заболевание приводит к летальному исходу.

Профилактика

Рак простаты — это в основном болезнь мужчин за 50. Если Вам исполнилось 45, если у Вас в роду были случаи заболевания раком —настоятельно рекомендуют начать проходить профилактические обследования не реже одного раза в год! Мы практикуем все современные методы ранней диагностики рака простаты.