Рак мочевого пузыря

Рак мочевого пузыря — представляет собой заболевание обусловленное возникновением в слизистой оболочке или в стенке мочевого пузыря злокачественных новообразований.

Рак мочевого пузыря составляет 3% рака всех локализаций. В группу риска попадают люди, организм которых подвергается воздействию ароматических аминов (входящих в состав многих красителей), а также страдающие хроническим циститом.

Самой распространённой формой рака мочевого пузыря является переходно-клеточный рак (развивающийся из переходного эпителия мочевых путей), более редко встречаются плоскоклеточный рак и аденокарцинома (опухоль, происходящая и построенная из железистого эпителия). Болезнь может проявляться в виде множественных папиллярных разрастаний с малигнизацией или солидной (единичной), изъязвлённой, инвазирующей опухоли. Основной очаг папиллярной формы рака мочевого пузыря нередко даёт множественные метастазы. Поверхностный же рак мочевого пузыря образует метастазы значительно реже. В ходе прогрессирования заболевания поражаются тазовые, забрюшинные лимфатические узлы, а также происходит метастазирование в лёгкие, печень, кости.

Клинические проявления

Один из первых признаков рака мочевого пузыря — появление крови в моче. Свертывание крови в полости мочевого пузыря может привести к развитию острой задержки мочи. Другим распространенным симптомом заболевания является частое болезненное мочеиспускание. Возможно также появление боли над лоном. Сдавление устьев мочеточников опухолью приводит к нарушению оттока мочи из почек, вследствие чего может развиться пиелонефрит, хроническая почечная недостаточность.

Диагностика рака мочевого пузыря

Диагностика рака мочевого пузыря начинается с оценки предрасполагающих факторов заболевания, сбора жалоб пациента, осмотра пациента, пальпации лимфатических узлов.

Выполняются лабораторные исследования — общий анализ мочи, посев мочи на флору (при подозрении на наличие инфекции мочевой системы), цитологический анализ мочи (определение в моче наличия опухолевых клеток), осуществляется определение в моче маркеров рака мочевого пузыря или опухолевых антигенов, биохимические анализы крови для определения функционального состояния почек и печени.

Проводится ультразвуковое исследование (УЗИ) мочевой системы, рентгенологические исследования — обзорная урография и эксткреторная урография (с внутривенным введением контрастного вещества для оценки состояния мочевой системы) или компьютерная томография (КТ) с контрастированием (обладает более высокой информативностью по сравнению с УЗИ и урографией). Магниторезонансная томография (МРТ) — метод, позволяющий выявить наличие мелких опухолей в почке и мочеточнике, определить распространенность опухоли, поражение мышечного слоя мочевого пузыря.

Одним из основных инструментальных методов диагностики рака мочевого пузыря является цистоскопия — визуальный осмотр мочевого пузыря через мочеиспускательный канал, определение размеров, типа роста, контуров, количества опухолей. Цистоскопия часто сочетается со следующей процедурой, которая может иметь диагностическое и лечебное значение. Это трансуретральная резекция (ТУР) опухоли мочевого пузыря, при которой все опухоли, выявленные при цистоскопии, резецируются (удаляются специальной петлей-электроножом) на всю глубину. Эта процедура еще называется ТУР-биопсия мочевого пузыря. Полученный таким образом материал подвергается гистологическому исследованию, когда определяется тип, степень злокачественности, распространение и глубина проникновения опухоли в стенку мочевого пузыря. По результатам гистологического исследования планируется дальнейшая тактика лечения.

рисунок взят с сайта www. adultdiaper101.com

Лечение рака мочевого пузыря

Если по результатам гистологического исследования оказывается, что опухоль находилась в пределах слизистой оболочки мочевого пузыря, она расценивается как поверхностная и после ТУР применяются следующие методы лечения: Консервативные (без операции):

• внутрипузырная иммунотерапия БЦЖ
  • в виде инстилляций (введение препарата в мочевой пузырь через мочеиспускательный канал). Этот метод лечения противопоказан при наличии у пациента гематурии, активных форм туберкулеза. Метод обладает высокой терапевтической эффективностью, показывая результаты безрецидивных (без возобновления заболевания после лечения) случаев 70% и 30% в течение 5 и 10 лет соответственно.

Оперативное лечение:

• эндоскопические методы лечения:
    • трансуретральная резекция (ТУР) опухоли мочевого пузыря — применяется для удаления видимых глазом опухолей, диагностики, стадирования заболевания.
    • электрокоагуляция опухоли мочевого пузыря и
    • лазерная коагуляция опухоли мочевого пузыря — методы применимы для лечения небольших, папиллярных опухолей.
  • «открытые» методы лечения — радикальная цистэктомия — удаление мочевого пузыря с замецением еги фрагментом кишки. Метод применяется при больших поверхностных опухолях мочевого пузыря, при вовлечении в процесс мочеиспускательного канала и/или неэффективности БЦЖ-терапии. При данном виде лечения 5-летняя выживаемость составляет 90%.