Проба Зимницкого

Проба Зимницкого — один из видов исследования мочи, применяемый для определения концентрационной способности почек. Предложена С. С. Зимницким.

Проведение исследования

Для пробы необходимо собрать 8 порций мочи за сутки через каждые 3 часа. Каждая порция собирается в отдельную посуду с обязательным замером объема собранной порции. В каждой порции определяют и удельный вес. Вся собранная моча делится на дневную и ночную. Дневная порция, как правило собираетс я в 8.00, 11.00, 14.00 и 17.00, а ночная в 20.00, 23.00, 2.00, 5.00.

В норме количество мочи, выделяемой днем, должно быть больше количества, выделяемой ночью.

Удельный вес всех порций в норме лежит в диапазоне — 1010–1025 для дневной мочи и до 1035 у ночной.

Если плотность мочи равна плотности плазмы крови, то это свидетельствует о нарушении концентрационной функции почек (изостенурия).

При плотности 1002–1008 возможны пиелонефрит вне обострения, почечная недостаточность. Или пациент принял мочегонные средства. В этом случае плотность мочи меньше плотности плазмы крови. Это называется гипостенурией.

При плотности больше 1025 скорее всего тяжелый пиелонефрит. Или кровь сгущена, что бывает при обезвоживании. Если речь идёт о детях, то это возможно при мочекислом диатезе.