Приапизм

Приапизм — постоянная эрекция полового члена, не связанная с сексуальной или эротической стимуляцией, не проходящая после семяизвержения в течение более 4-х часов. Заболевание встречается только у мужчин. Существует поговорка «время — деньги», в случае приапизма можно сказать «время — здоровый половой член». Приапизм относится к экстренным урологическим заболеваниям и огромную роль в дальнейшем нормальном функционировании полового члена имеет как можно более раннее распознавание заболевания и обращение за квалифицированной медицинской помощью. Частота встречаемости приапизма очень разнообразна и зависит от популяции. Частота приапизма у мужчин, использующих инъекционные препараты для лечения эректильной дисфункции, составляет 21%. Общий процент встречаемости приапизма у мужчин, принимающих таблетированные препараты для лечения эректильной дисфункции, варьирует от 0,05 до 6%. Эти пациенты, как правило, предупреждены о возможном осложнения в виде приапизма и раньше обращаются за медицинской помощью. Приапизм может возникнуть у мужчины любого возраста.

К основным причинам развития приапизма относятся:

1. Спонтанное возникновение.
  2. Нарушения в системе крови — серповидно-клеточная анемия, талласемия, парентеральное питание, васкулиты, жировая эмболия, гемодиализ.
  3. Нейрогенные нарушения — травма спинного мозга, нейропатии и компрессия (сдавление) конского хвоста спинного мозга.
  4. Травмы.
  5. Онкологические заболевания — рак простаты, рак почки, меланома, лейкемия.
  6. Медикаментозные причины — использование инъекций в половой член, применение ингибиторов фосфодиэстеразы 5 типа или «таблеток для эрекции», прием антигипертензивных, гормональных, психотропных препаратов, антикоагулянтов, употребление наркотиков.

Чем опасен приапизм?

1. Основное осложнение любых форм приапизма — эректильная дисфункция. Продолжительность приапизма является наиболее важным прогностическим фактором. Недавнее скандинавское исследование выявило, что примерно 92% пациентов с приапизмом, обратившиеся за медицинской помощью в течение первых 24-х часов от момента развития заболевания сохранили самостоятельную потенцию.
  2. Возникновение приапизма зачастую очень болезненно.
  3. Фиброз (уплотнение) полового члена, развивающийся на фоне длительного приапизма, и представляющий собой замещение пещеристой ткани пениса на рубцовую, является основной причиной расстройства эрекции.

Что делать, если я подозреваю у себя приапизм?

При наличии постоянной эрекции в течение более 4-х часов необходима как можно более ранняя очная консультация уролога. Самостоятельно можно попробовать охладить половой член, поместив его под струю холодной воды.

Диагностика приапизма

После очного осмотра врачом будут назначены диагностические анализы крови, выполнено УЗИ и доплерография сосудов полового члена. При необходимости будут выполнены рентгенологические исследования, ЭКГ, забор крови на анализ непосредственно из полового члена.

Лечение приапизма

В зависимости от причины, вызвавшей развитие приапизма выбирается либо медикаментозный, либо хирургический метод лечения.

Медикаментозное лечение может быть использовано при раннем обращении пациента за медицинской помощью и продолжительности приапизма не более 4 — 6 часов. Цель медикаментозной терапии сократить приток артериальной крови и дать возможность полноценному венозному оттоку крови из полового члена. Для лечения используют сосудосуживающие препараты (фенилефрин, мезатон) и препараты, снижающие свертываемость крови (гепарин).

При отсутствии эффекта от медикаментозной терапии используют хирургические методы лечения — наложение различных типов шунтов для обеспечения оттока крови из пещеристых тел полового члена.