Автор: Виноградова Оксана Анатольевна — врач акушер-гинеколог Клиники «Передовые репродуктивные технологии» AF-cliniс

Первые дни и месяцы после родов — очень важный период не только в жизни малыша, но и его мамы. Вполне понятно, что вся забота, энергия и любовь направлены на малыша, и мамы зачастую просто забывают о себе. От того, как будет протекать послеродовой период, во многом зависит дальнейшее репродуктивное здоровье женщины.

Послеродовым периодом называют период, начинающийся после рождения последа (плацента вместе с околоплодными оболочками) и продолжающийся 6–8 недель. В это время происходит инволюция (обратное развитие) органов и систем, которые подверглись изменениям в связи с беременностью и родами, за исключением молочных желез, пик развития лактации приходится как раз на первые дни после родов.

Ранним послеродовым периодом считаются первые два часа после рождения последа. Это время женщина проводит в родильной палате под наблюдением, так как вероятность развития послеродового кровотечения в это время наиболее высока. После рождения последа происходит значительное сокращение матки, что является одним из механизмов предупреждения кровотечения в раннем послеродовом периоде. Сразу после родов матка весит около 1000 г, её дно определяется обычно на уровне пупка. Каждые сутки уровень стояния дна матки понижается на 2 см. За первую неделю послеродового периода масса матки уменьшится вдвое. Важно следить за регулярным опорожнением мочевого пузыря и кишечника — это способствует нормальному сокращению матки. Сразу после родов первое мочеиспускание может быть болезненным и затрудненным из-за отечности влагалища и входа в него. Сразу после родов для опорожнения мочевого пузыря может использоваться мочевой катетер. У многих женщин в первые дни после родов развивается слабость мышц сфинктеров (сжимателей) мочеиспускательного канала и мочевого пузыря, сопровождающаяся недержанием мочи, в этом случае требуется реабилитационная гимнастика для мышц тазового дна.

Очень важно обеспечить нормальное заживление ран, возникших в процессе родов. Несомненно, это касается как послеоперационной раны после проведения кесарева сечения или эпизиотомии (хирургического разреза промежности в родах во избежание разрывов), так и разрывов после естественных родов. После каждого посещения туалета необходимо мыть теплой водой с мылом и хорошо высушивать зону промежности.

Так же важно грудное вскармливание ребенка и раннее прикладывание к груди. Зона соска имеет рецепторы, при раздражении которых матка начинает сокращаться. Когда малыш сосет грудь, мама может чувствовать тянущую боль внизу живота. Сокращение матки способствует хорошему дренажу крови и сгустков из её полости, что предупреждает развитие возможных осложнений в виде застоя крови в матке, образования сгустков и развития инфекционного процесса. У кормящих грудью родильниц инволюция матки происходит быстрее.

Отделяемое из половых путей в различные дни послеродового периода имеет различный характер и называется лохиями.

В первые 2–3 дня после родов лохии представляют собой кровяные выделения, с 3—4-го дня до конца первой недели они становятся серозно-сукровичными, а c 10-го дня приобретают вид жидких желтовато-белых выделений. С 3-й недели к лохиям примешивается слизь из шеечного канала. На 5—6-й неделе выделения из матки прекращаются.

К концу 6—8-й недели после родов обратное развитие матки прекращается, при физиологическом течении послеродового периода к этому же времени происходит полное восстановление эндометрия. Длительность процесса восстановления зависит от общего состояния организма женщины, эндокринных влияний, возраста, количества и длительности родов, наличия воспалительных процессов в матке. Важно, особенно первые недели, дважды в день измерять температуру тела и внимательно наблюдать за своим самочувствием. Если в послеродовом периоде поднимается температура, беспокоят боли в животе, выделения из половых путей усиливаются и приобретают неприятный запах, необходимо немедленно обратится к врачу для установления причины, имеющихся жалоб и — в случае обнаружения осложнений — срочного их лечения.

При отсутствии противопоказаний рекомендуется активное ведение послеродового периода. Это значит, что молодой мамочке стоит как можно раньше вставать, ходить и брать на себя выполнение новых обязанностей. С уборкой, приготовлением еды и другими бытовыми делами, требующими физической нагрузки, стоит повременить и поручить их близким. Ранняя активизация способствует снижению риска тромбозов вен ног, что нередко происходит в послеродовом периоде, улучшает перистальтику кишечника, ускоряет процессы выведения жидкости, скопившейся в организме в виде отеков.

В яичниках в послеродовом периоде начинается созревание фолликулов. Вследствие выделения большого количества пролактина у кормящих женщин менструация отсутствует в течение нескольких месяцев или всего периода кормления грудью. У большинства не кормящих женщин менструация восстанавливается на 6–8 неделе после родов. Первая менструация после родов, как правило, происходит на фоне ановуляторного цикла. В дальнейшем овуляторные циклы восстанавливаются. У некоторых женщин овуляция и наступление беременности возможны в течение первых месяцев после родов, даже на фоне кормления ребенка грудью и отсутствия менструации. Сексуальную жизнь можно начинать через 1,5–2 месяца после родов после прекращения выделений и обязательного, предшествующего этому, врачебного осмотра. Возможность наступления беременности в этот период не очень велика, но, тем не менее — она есть. Такой короткий перерыв ставит под угрозу благополучное течение новой беременности. Поэтому обязательно должны соблюдаться меры предохранения от нежелательной беременности, наиболее адекватные состоянию здоровья женщины в каждом индивидуальном случае.

Родившей женщине и ее близким следует помнить, что в послеоперационном периоде может возникать сниженное настроение и даже выраженная депрессия, которые развиваются из-за гормональных изменений в организме. Обычно, спустя 3–5 дней после родов появляется раздражительность, грусть, колебания настроения, плаксивость, неусидчивость. В это время новоиспеченная мама как никогда нуждается в участии и заботе со стороны родственников.

Таким образом, женщина в послеродовом периоде должна быть внимательна не только к новорожденному, но и к себе. Ведь малышам нужны здоровые и счастливые мамы!