Пиелонефрит

Пииелонефриит (греч. π??λ?ς — корыто, лохань; νεφρ?ς — почка) — воспалительное заболевание почек преимущественно бактериальной природы, характеризующееся поражением почечной лоханки (пиелит), чашечек и паренхимы почки (в основном её межуточной ткани). Выявляются три основных варианта течения заболевания: острый; хронический; хронический с обострением.

Пиелонефрит — наиболее частое заболевание почек во всех возрастных группах. Девочки и женщины молодого и среднего возраста болеют в 6 раз чаще мальчиков и мужчин.

По количеству пораженных почек разделяют пиелонефрит двусторонний и односторонний

По условиям возникновения — первичный и торичный

По пути проникновения инфекционного агента: гематогенный, восходящий, лимфогенный

По состоянию проходимости мочевыводящих путей: необструктивный, обструктивный

Формы острого пиелонефрита: Серозный и Деструктивный ( апостематозный пиелонефрит, карбункул почки абсцесс почки

По исходам острого пиелонефрита: выздоровление, хронизация процесса

Исходы хронического пиелонефрита: Вторичное сморщивание почки

Осложнения: Острая почечная недостаточность (ОПН), Хроническая почечная недостаточность (ХПН) Паранефрит, Уросепсис

Наиболее частыми возбудителями, вызывающими воспалительный процесс в почке, являются кишечная палочка (Escherichia coli), протей (Proteus), энтерококки (Enterococcus), синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa), стафилококки (Staphylococcus). Проникновение возбудителя в почку при остром пиелонефрите чаще происходит гематогенным путём из любого очага инфекции в организме. Реже инфекция в почку проникает уриногенным путём из нижних мочевыводящих путей (уретра, мочевой пузырь) по стенке мочеточника (в этом случае заболевание начинается с развития уретрита или цистита с последующим развитием

Клиническая картина

Местная симптоматика:

Боли в поясничной области на стороне поражения. При необструктивных пиелонефритах обычно боли тупые, ноющего характера, могут быть низкой или достигать высокой интенсивности, принимать приступообразный характер (например, при обструкции мочеточника камнем с развитием т. н. калькулёзного пиелонефрита).

Дизурические явления для собственно пиелонефрита не характерны, но могут иметь место при уретрите и цистите, приведших к развитию восходящего пиелонефрита.

Общая симптоматика характеризуется развитием интоксикационного синдрома:

лихорадка до 38–40 °C, ознобы, общая слабость, снижение аппетита, тошнота, иногда рвота.

Диагностика

Проводятся анализы крови, мочи, а также исследования, которые показывают общее состояние мочевыводящих путей (УЗИ почек, рентгенологические исследования обзорная урография и экскреторная урография). Диагноз острого пиелонефрита обычно не представляет трудностей.

Лечение

Больные с острым пиелонефритом обязательно должны лечиться в стационаре. Неосложненная форма пиелонефрита лечится консервативно, проводится антибактериальная, дезинтоксикационная и иммуностимулирующая терапия, витаминотерапия, физиолечение, фитотерапия. Лечение проводится до тех пор, пока из мочи больного полностью исчезнут микробы. Обычно оно составляет 2-3 недели. При гнойных осложнениях показана операция. К оперативному вмешательству иногда приходится прибегать также при мочекаменной болезни, если камень не отходит самостоятельно и его не удается низвести инструментальными методами.