Острый простатит

Простатит (лат. prostatitis; анат. prostata — предстательная железа + -itis — воспаление) — термин, определящий воспалительные поражения предстательной железы. Предстательная железа — это сугубо мужской орган, вследствие чего простатит может развиться только у мужчин. Развитию простатита способствуют дизритмия сексуальной жизни, переохлаждение, травмы, снижение иммунной защиты организма, нарушение крово- и лимфообращения в органах малого таза, гормональные нарушения (абсолютная или относительная андрогенная недостаточность), инфекции, передающиеся половым путем.

Единой Отечественной классификации простатитов в настоящий момент нет. Существует множество классификаций по причинам, по клиническим проявлениям, по морфологическим изменениям, по давности и т. д. Обще приемлемой классификацией можно считать классификацию Американского Национального Института Здравоохранения (NIH USA) от 1995. В ней различают четыре категории простатита:

• Острый (бактериальный) простатит
  • Хронический бактериальный простатит
  • Хронический небактериальный простатит/синдром хронической тазовой боли (CP / CPPS)
    • Воспалительный хронический тазовый болевой синдром (в секрете простаты, моче и эякуляте определяются лейкоциты)
    • Невоспалительный хронический тазовый болевой синдром, при котором признаки воспаления оnсутствуют
  • Асимптоматический хронический простатит. Течение этой формы простатита, как правило, бессимптомно. Единственными признаками заболевания могут быть персистирующие бактериурия и лейкоцитурия, которые и являются основными признаками в диагностике этой патологии.

Причины острого простатита.

Острый бактериальный простатит может быть вызван различными микроорганизмами. Наиболее часто ткани простаты поражаются такими бактериям как кишечная палочка(E. Coli), клебсиела (Klebsiella), Протей (Proteus), Синегнойная палочка (Pseudomonas), Энтеробактер (Enterobacter), Энтерекокк (Enterococcus), Серация (Serratia), и Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus). Многие из этих агентов являются компонентами нормальной флоры организма и постоянно присутствуют на кожных покровах, в кишечнике и т. д., проникая в ткани предстательной железы они способны вызвать развитие острого воспалительного. Так же не редко причинами бактериального острого простатита являются распространившиеся из уретры возбудители из группы ЗППП (Trichomonas vaginalis- трихомоноз, Neisseria gonorrhoeae — гонорея, Chlamydia trachomatis — хламидиоз и др.)

Признаки и симптомы

Острый простатит характеризуется симптомами общей интоксикации организма вызванной инфекционным процессом: озноб, повышение температуры тела. Поражение простаты проявляется болями в промежности и паховой области.

В настоящее время принято при острых простатитах различать следующие формы: катаральный, фолликулярный, паренхиматозный и абсцедирующий простатиты (абсцесс предстательной железы).

Катаральный простатит характеризуется наличием воспалительного процесса в слизистой и подслизистой оболочках выводных протоков железистых долек предстательной железы. В тех случаях, когда воспалительный процесс прогрессирует, отек стенок выводных протоков приводит к застою слизисто-гнойного содержимого в фолликулах железы. В результате этого инфекция проникает в ткань долек, вызывая в них нагноение. Развивается фолликулярный простатит. Если с гнойно-воспалительным процессом имеется множественное поражение долек, то говорят о паренхиматозном простатите. Когда же несколько мелких гнойников сливаются в один крупный, возникает абсцесс предстательной железы. Абсцесс может самостоятельно вскрыться в прямую кишку, мочевой пузырь, на промежность. Однако чаще всего он вскрывается в мочеиспускательный канал. Также наблюдаются болезненные ощущения при мочеиспускании и частые позывы к мочеиспусканию (особенно ночью). Характерно затрудненное мочеиспускание, иногда вплоть до острой задержки мочи. В некоторых случаях возможны бесцветные или беловатые гнойные выделения из мочеиспускательного канала. Локальный воспалительный процесс в предстательной железе, может дать начало сепсису (заражению крови), в таких случаях, общее состояние больного расценивается как критическое и требует экстренной госпитализации. Встречается острый простатит редко.

Диагностика

Диагностика острого простатита не представляет трудностей из-за характерной клинической картины и основывается на жалобах больного и данных осмотра. При пальцевом ректальном исследовании простата резко болезненна, отечна. В моче определяется большое количество лейкоцитов. Характерно увеличение количества лейкоцитов в периферической крови, а также увеличение скорости оседания эритроцитов (СОЭ). При сепсисе в крови больного выявляются специфические микроорганизмы проникшие в кровь из очага воспаления в предстательной железе.[источник не указан 376 дней] Используются инструментальные методы исследования — такие, как УЗИ предстательной железы и окружающих органов, иногда используется компьютерная томография или магнито-резонансная томография. К указанным выше диагностическим мероприятиям прибавляют посев и антибиотикограммы мочи.

Лечение

В лечении острого бактериального простатита используют антибактериальные препараты (антибиотики) хорошо проникающие в ткани предстательной железы Показаниями к госпитализации является тяжёлое состояние больного с признаками тяжёлой интоксикации. При неосложнённом течении больные острым простатитом лечатся амбулаторно.