Орхит

Орхит — воспаление яичка. Как самостоятельное заболевание практически не встречается. У 5% пациентов орхит развивается вследствие перенесенной травмы яичка. В остальных случаях орхит является осложнением инфекционного заболевания (гриппа, пневмонии, ревматического полиартрита, тифа, бруцеллеза, эпидидимического паротита) или воспалительного процесса органов мочеполовой системы (эпидидимита, везикулита, простатита, уретрита). Определенное значение имеют травма, физические нагрузки, снижение иммунитета, переохлаждение. Инфекция в яичко проникает гематогенным путём.

• Острый (2-4 недели)
  • Хронический (более 4 недель)

Острый орхит

Заболевание начинается внезапно с повышения температуры тела, различных по интенсивности и длительности болей в яичке. Боль может иррадировать (отдавать) в пах, промежность, в поясничную область. Яичко на стороне поражения резко увеличивается в размерах, через несколько дней после начала заболевания кожа мошонки становится гладкой, может быть гиперемирована (покрасневшая) иногда с синюшным оттенком.

Боль может усиливаться при ходьбе (спускание по ступенькам), физической нагрузке, изменении положения тела. Помимо этого в клинике заболевания иногда могут присутствовать общие симптомы воспаления: повышение температуры с ознобом, головная боль.

Орхит при эпидемическом паротите может развиться, начиная с третьего дня от начала заболевания и заканчивая первой неделей после выздоровления. У половины пациентов в процесс вовлекаются оба яичка. Нередко исходом острого орхита при эпидемическом паротите становится атрофия яичка. Особенно опасен эпидпаротит осложненный орхитом у юношей и молодых мужчин, именно в этом возрасте он в половине случаев приводит к мужскому бесплодию.

Хронический орхит

Хронический орхит развивается при неадекватном лечении острого орхита или в качестве осложнений хронических воспалительных заболеваний мочеполовой системы таких как хронический простатит, уретрит, везикулит, цистит. Симптомы заболевания очень скудные или вовсе отсутствуют. Чаще всего единственным симптомом заболевания являются периодические боли в яичке, иногда усиливающиеся при определенных обстоятельствах.

Осложнения орхита

• Эпидидимит —воспаление придатка яичка;
  • Абсцесс яичка. Ткань яичка, поврежденная в результате гнойного процесса при абсцессе яичка, вырабатывает меньше спермы. Иногда это становится причиной секреторного бесплодия. Не редко диагностика острого орхита затруднена вследствие реактивной водянки яичка или периорхита. В сомнительных случаях проводится ультразвуковое сканирование и биопсия яичка. УЗИ- сонограмма. Сформировавшийся абсцесс яичка.

При подозрении на абсцесс яичка выполняют диагностическую пункцию и ультразвуковое исследование, подтверждающее наличие жидкого содержимого.

Лечение орхита

При остром орхите проводится антибактериальная терапия, витамины группы E, также применяют методы физиотерапевтического лечения (лазер), ограничивают физическую нагрузку, рекомендуют ношение суспензория (плавки или другое обтягивающее нижнее бельё). Симптоматическая терапия направлена на купирование болевого синдрома, снижение температуры, инфузионная терапия при выраженной интоксикации.

При абсцедировании яичко дренируют или удаляют. Лечение хронического орхита сводится к лечению основного заболевания, которое привело к развитию орхита. При длительном, рецидивирующем течении производят орхэктомию — удаление яичка.

Профилактика орхита

Предупреждение заболевания паротитом (вакцинация), своевременное и адекватное лечение инфекционных заболеваний таких как грипп, скарлатина, пневмония, ангина, гонорея, трихомониаз, хламидиоз.