Определение уровня PSA (простатоспецифического антигена)

Простатспецифический антиген (ПСА, Prostate-specific Antigen, PSA) — это опухолевый маркер, который используется в диагностике ранних стадий рака предстательной железы, а также в оценке распространенности, прогнозирования и эффективности проводимого лечения. Широкое применение данного исследования позволило повысить выявляемость рака предстательной железы на более ранних стадиях, когда возможно проведение радикальных (излечивающих) методов лечения.

Определение простатспецифического антигена (ПСА), пальцевое ректальное исследование и трансректальное ультразвуковое исследование не обременительны для пациента и в 80% случаев обеспечивают точную диагностику рака предстательной железы. В связи с этим в последнее время определение уровня ПСА все более широко используется в амбулаторной практике и назначается не только урологами, но и врачами других специальностей.

К сожалению, на сегодняшний день в России не более 5% мужчин осознают необходимость прохождения профилактических осмотров и обследований при отсутствии каких-либо жалоб и проявлений заболевания. Таким образом, в России у более, чем половины мужчин с впервые выявленным раком простаты имеются отдаленные метастазы, что резко ухудшает прогноз заболевания. К примеру, в Австралии широкое применения методов ранней диагностики и соответственно более эффективное лечение рака предстательной железы позволило более, чем в 5 раз снизить смертность от этого заболевания.

Интерпретация результата исследования простатспецифического антигена (PSA)

Результат исследования

Норма

0-4 нг/мл

Подозрение на рак простаты «серая зона», больше характерна для ДГПЖ —

4-10 нг/мл

Высокий риск рака простаты

10-20 нг/мл

Риск распространенного рака простаты

20-50 нг/мл

Высокий риск метастазов рака простаты

50-100 нг/мл

Простатспецифический антиген (ПСА) не является исключительно раковоспецифическим маркером и повышение его уровня требует лишь выполнения биопсии предстательной железы.

Простатспецифический антиген (ПСА) вырабатывается эпителиальными клетками предстательной железы и его повышение возможно и при других заболеваниях — аденоме простаты (доброкачественной гиперплазии простаты) и остром и хроническом простатите.

Кроме того, повышение уровня простатспецифического антигена (ПСА) может быть связано со следующими причинами:

• после массажа предстательной железы;
  • после полового сношения;
  • после биопсии простаты;
  • после эндоскопического вмешательства.

В сыворотке крови простатспецифический антиген содержится в двух формах — свободной и связанной с различными антипротеазами. Содержание свободной формы (f-PSA) составляет около 10% от общего количества ПСА. Большая часть ПСА (90%) связана с альфа1-антихимотрипсином и доступна для лабораторного определения. Небольшая часть антигена простаты связана с альфа 2-макроглобулином и недоступна для исследования обычными методами, т. к. молекула ПСА находится внутри комплекса. Свободная и связанная фракции составляют общий ПСА.

Содержание общего ПСА в норме увеличивается с возрастом, однако, не должно превышать 4 нг/мл. Для уточнения диагноза в случае подозрения на рак простаты производят расчет соотношения свободной и общей фракции ПСА:

Свободный ПСА

______________ х 100%

Общий ПСА

Измерение свободного ПСА и определение соотношения «свободный ПСА/общий ПСА» особенно важно в случае небольшого повышения общего ПСА в пределах от 4,0 до 10,0 нг/мл, в концентрациях, близких к верхней границе референсных значений. При доброкачественной гиперплазии простаты соотношение свободной фракции и общего иммунореактивного простатспецифического антигена составляет более 15%.