Недержание мочи

Недержание мочи (НМ) — непроизвольная потеря мочи — влияет практически на все стороны жизни пациентов, существенно ухудшая социальную, бытовую, профессиональную и семейную адаптацию, то есть то, что принято обозначать термином «качество жизни».

Проблема недержания мочи находится на стыке нескольких областей медицины. Больными занимаются как урологи, так и гинекологи и неврологи. Кроме того, недержание мочи — не самостоятельное заболевание, а является проявлением различных патологических процессов, подходы к лечению которых существенно различаются.

Как осуществляется нормальное мочеиспускание?

Процесс мочеиспускания представляется естественным и простым. Здоровый человек не задумывается над тем, насколько это сложно и сколько различных систем организма в нем задействовано.

При мочеиспускании происходит выведение из организма жидкости вместе с ненужными продуктами обмена веществ. Моча образуется в почках, которые фильтруют жидкость сосудистого русла и «захватывают» ненужные вещества. Затем моча поступает по мочеточникам в мочевой пузырь. Именно он является тем центральным органом, от которого в значительной степени зависит нормальное мочеиспускание. Вместе с мочеиспускательным каналом (уретра) мочевой пузырь образует так называемые нижние мочевые пути.

Весь цикл мочеиспускания можно разделить на две составляющие: фазу наполнения мочевого пузыря и фазу выделения мочи. В фазе наполнения мочевой пузырь действует как резервуар и в нем собирается моча. Во время наполнения сфинктер пузыря находится в сокращенном состоянии, обеспечивая высокое давление в мочеиспускательном канале и препятствуя истечению мочи. При мочеиспускании происходит сокращение мышечного слоя мочевого пузыря, и одновременно наступает расслабление сфинктера, уменьшение сопротивления току мочи в мочеиспускательном канале. Это обеспечивает достаточно легкое и свободное мочеиспускание, которое может быть произвольно начато и также произвольно прервано.

Обычно здоровый человек мочится пять-шесть раз в сутки. Ночью не должно возникать позывов на мочеиспускание. Почему днем человек мочится, а ночью нет? Ночью почки образуют меньшее количество мочи, чем днем, выделяется больше гормонов, уменьшающих выделение жидкости через почки. Если у человека возникают ночные позывы на мочеиспускание, то это можно рассматривать как отклонение от нормы.

Что такое недержание мочи?

Недержанием мочи называется состояние, при котором происходит непроизвольное подтекание мочи. Причины недержания мочи и лежащие в их основе заболевания могут быть самыми разными, однако основное проявление будет единым — недержание мочи. Существует несколько типов недержания мочи у женщин.

Стрессовое недержание мочи — непроизвольное подтекание мочи во время кашля, смеха, бега и других физических действиях, приводящих к повышению внутрибрюшного и, следовательно, внутрипузырного давления. Характерной особенностью стрессового недержания мочи является отсутствие позыва на мочеиспускание.

Ургентное недержание мочи (Гиперактивный мочевой пузырь — ГАМП) характеризуется непроизвольным подтеканием мочи, которому предшествует непреодолимый сильный позыв на мочеиспускание. Такой позыв называют «повелительным» или «императивным». Больные жалуются, что не успевают добежать до туалета при возникновении позыва. Иногда подтекание мочи происходит практически внезапно, с очень коротким позывом. Смешанное недержание мочи — это наличие у одной и той же пациентки нескольких типов недержания мочи. Чаще всего врачи сталкиваются с сочетанием симптомов стрессового и ургентного недержания мочи, что особенно характерно для женщин старшего возраста. При этом пациентки жалуются на подтекание мочи, которому либо предшествует неудержимый позыв на мочеиспускание, либо недержание происходит в отсутствие позыва на фоне какого-либо физического усилия.

Основные принципы лечения больных с недержанием мочи

Скрининговым методом определение типа недержания мочи является Дрип-тест, заполнить который пациентка может самостоятельно. Только правильное определение типа недержания мочи позволяет подобрать адекватную терапию.

В настоящее время имеются три основных метода лечения НМ: немедикаментозный, медикаментозный и хирургический.

Для каждого из них есть определенные показания, и выбор оптимального подхода к лечению конкретного больного с недержанием мочи производит врач после тщательного обследования пациента. Хирургическое лечение применяется только при безуспешности консервативной терапии.