Микоплазмоз

Микоплазмоз — это острое или хроническое инфекционное заболевание, которое вызывают микоплазмы — микроорганизмы, занимающие промежуточное положение между бактериями, грибами и вирусами.

Заражение микоплазмозом происходит преимущественно половым путём и исключительно редко — бытовым. Продолжительность скрытого периода заболевания от 3 дней до 5 недель, в среднем 15-19 дней.

У мужчин поражаются уретра, парауретральные ходы, семенные пузырьки, яички, придатки яичек, предстательная железа, мочевой пузырь; у женщин — уретра, парауретральные ходы, влагалище, малые и большие вестибулярные железы, шейка и тело матки, маточные трубы, яичники, брюшина малого таза.

Статистика заболеваемости

Заболевание распространено во всем мире. По статистике, микоплазмы чаще встречаются у женщин, чем у мужчин: носителями заболевания в мире являются 20–30% женщин.

В организме человека могут существовать микоплазмы 14 видов. Патогенными являются всего три — Mycoplasma hominis и Mycoplasma genitalium, которые являются возбудителями инфекций мочеполового тракта, и Mycoplasma pneumoniae — возбудитель инфекции дыхательных путей.

Микоплазмы являются условно-патогенными микроорганизмами. Они способны вызвать ряд заболеваний, но в тоже время нередко их выявляют и у здоровых людей.

В зависимости от возбудителя, различают:

Респираторный микоплазмоз протекает, как правило, в форме ОРЗ или, в тяжелых случаях, пневмонии. Передается респираторный микоплазмоз воздушно-капельным путем. К симптомам можно отнести повышение температуры, воспаление миндалин, насморк, в случае перехода микоплазменной инфекции в пневмонию налицо бывают все признаки воспаления легких: озноб, повышение температуры, симптомы общей интоксикации организма. Мочеполовой микоплазмоз — это инфекция мочеполового тракта, передающаяся половым или, реже, бытовым путем. Микоплазмы выявляются в 60–90% случаев появления воспалительной патологии мочеполовой системы. Кроме того, при анализе на микоплазмоз здоровых людей, микоплазмы обнаруживаются в 5–15% случаев. Это говорит о том, что довольно часто заболевание протекает бессимптомно, и ничем не проявляет себя до тех пор, пока иммунная система человека обладает достаточной устойчивостью.

Однако при таких обстоятельствах, как беременность, роды, аборт, переохлаждение, стрессы, микоплазмы активизируются, и болезнь переходит в острую форму.

Преобладающая форма мочеполового микоплазмоза считается — это хроническая инфекция с малосимптомным и замедленным течением. Микоплазмоз может спровоцировать и поддерживать такие заболевания как пиелонефрит, простатит, уретрит, артрит, сепсис, различные патологии беременности и плода, послеродовой эндометрит.

Симптомы урогенитального микоплазмоза.

Урогенитальный микоплазмоз клинически существенно не отличается от инфекционного поражения органов мочеполовой системы другой природы (хламидиоз, хронический трихомоноз).

Пациенты могут жаловаться на выделения из уретры (мужчины), влагалища (женщины) белого, желтого цвета или прозрачные. Иногда возникает болезненность, жжение при мочеиспускании или половом акте, покраснения и зуд у наружного отверстия мочеиспускательного канала. При развитии осложнений больные жалуются на боли в области промежности, мошонки, прямой кишки, женщин беспокоят боли внизу живота, в области поясницы. Как у мужчин, так и у женщин возможны боли во время полового контакта. В связи с частым бессимптомным течением заболевание диагностируется поздно, поэтому весьма вероятно развитие осложнений в виде хронического воспаления придатков матки, мочевого пузыря, предстательной железы и т. д., что затрудняет лечение, делает его более длительным, ухудшает прогноз.

Следует помнить о том, что ранняя диагностика, своевременное лечение микоплазмоза, его профилактика поможет избежать всех негативных последствий данного заболевания в будущем.

Лечение микоплазмоза

Заболевание, как правило, хорошо поддается терапии. Но лечение должно быть комплексным и включать в себя: антибиотики, подобранные индивидуально с учетом чувствительности выделенного микроорганизма иммуномодуляторы, усиливающие действие антибиотиков симптоматическое (местное) лечение.