Контагиозный моллюск

Контагиозный моллюск представляет кожное заболевание, причиной которого является вирусная инфекция. Обычно поражается кожа, иногда — слизистые оболочки. Наиболее часто инфекция возникает у детей в возрасте от одного до десяти лет. Инфекция передается при непосредственном контакте с больным или через загрязненные предметы обихода.

Возбудитель

Вирус поражает только человека, не переносится животными и близок к вирусам оспы. Существует 4 типа вируса контагиозного моллюска (MCV-1, MCV-2, MCV-3, MCV-4). Из них наиболее распространён MCV-1, а MCV-2 обычно проявляется у взрослых и часто передается половым путем. Также может передаваться через воду (например, бассейн). Внутри образования находится жидкость, через которую он переносится и размножается.

Клиника

Инкубационный период длится от 2 недель до нескольких месяцев. Вначале на коже возникают мелкие, плоские узелки (1-2 мм) беловато-желтого цвета с перламутровым оттенком, которые быстро становятся крупными и принимают полушаровидную форму с центральным пупкообразным вдавлением.

При надавливании на узелок выходит творожистая белая масса беловатого цвета, при микроскопических исследованиях которой выявляются дегенеративные овальные эпителиальные клетки с крупными протоплазматическими включениями (молюсковые тельца Липшютца). Элементы расположены изолированно, но могут сливаться, образуя крупные бляшки размерами до 1 см (гигантская форма) или располагаться на тонкой ножке (педикулярная форма). Количество узелков чаще варьирует от 1-2 до 10. Описаны случаи генерализованного контагиозного моллюска, когда количество элементов достигает нескольких десятков. При этом элементы бывают мелких размеров (милиарная форма)- больше хатактерна для генитальной локализации при половом пути передачи.

Лечение контагиозного моллюска

Образования контагиозного моллюска нельзя сушить и повреждать. Если вы его задели, то лучше прижечь, например, 1-2% йода. Он удаляется с помощью пинцета, а затем прижигается перекисью водорода и йодом. Делать это нужно у специалиста в стерильных условиях. В течение 4 дней необходимо смазывать поражённое место йодом 2% раз в день. После удаления образования могут появляться ещё какое-то время. Надо удалять их до тех пор, пока они полностью не исчезнут. Также применяется диатермокоагуляция, криотерапия.

Из наименее болезненных способов лечения применяется «Лидокаин» в форме спрея для обезболивания, чистотел для прижигания. «Фукорцин» и другие средства применяются для остановки дальнейшего распространения инфекции. Дополнительно используются препараты, помогаюшие поддерживать иммунитет (свечи «Виферон» и др.), всевозможные противовирусные мази и таблетки. Лечение длительное, профилактика ежедневная. (Все вышеописанные методы применяются как альтернатива и служат дополнением к хирургическим методам, разрешаются при отсутствии противопоказаний).