Коагулограмма

Коагулограмма — это совокупность показателей свертывающей системы крови.

Как «работает» свертывающая система крови? Процесс свертывания крови состоит из нескольких этапов. На первом этапе при механическом или химическом повреждении стенки кровеносного сосуда выделяется особое вещество — тромбопластин, запускающий реакции свертывания. Второй этап заключается в активации факторов свертывания — специальных белков, в норме всегда присутствующих в крови, которые обеспечивают образование тромба в месте повреждения сосудистой стенки. Третий этап — активация тромбином (естественным компонентом свертывающей системы крови, который образуется в организме из протромбина) неактивного белка фибриногена, превращение его в активный фибрин, который составляет основу сгустка. В сетях фибрина «запутываются» тромбоциты и другие форменные элементы крови, тромбоциты сокращают сгусток, спрессовывают его и образуют зрелый тромб, который закрывает дефект сосудистой стенки. В противовес свертывающей системе в организме работает противосвертывающая система. Слаженная работа этих систем позволяет поддерживать нормальное состояние крови. Расшифровка коагулограммы (анализ параметров коагулограммы по отдельности и в совокупности) проводится только врачом.

Анализ коагулограммы очень важен при:

• Кровотечениях, склонности к тромбозам, перед хирургическими вмешательствами, при развитии тромбозов и их профилактики, заболеваниях сосудов, заболеваниях печени, инсультах, инфарктах.
  • Показатели коагулограммы необходимо оценивать при лечении антикоагулянтами (варфарин, фенилин, синкумар, гепарин, фраксипарин и др.)
  • Коагулограмма помогает врачу правильно подобрать дозу аспирина при лечении ИБС и АГ (например, Тромбо АС, Кардиомагнил)
  • Коагулограмма при беременности назначается при повышенном риске тромбообразования и кровотечения, при гестозе, фетоплацентарной недостаточности.
  • Коагулограмма — это важная составная часть мониторинга при приеме пероральных контрацептивов (1 раз в три месяца) с целью оценки риска тромбообразования.
  • Анализ коагулограммы необходим при проведении гирудотерапии (лечение пиявками) для контроля за лечением и профилактики выраженного кровотечения.

Показатели Коагулограммы:

Протромбин — фактор свертывания крови, один из важнейших показателей коагулограммы, характеризующий состояние свертывающей системы крови.

Изменение его количества в крови отражает нарушение свертывания крови. Повышается протромбин при склонности к тромбозам. Нормальные значения — 78-142%.

Протромбиновое время — время свертывания плазмы в секундах после добавления к ней тромбопластин-кальциевой смеси. Нормальный показатель протромбинового времени — 11-16 секунд,

МНО (международное нормализованнное отношение) — расчетный показатель коагулограммы, показывающий отношение протромбинового времени пациента к нормальному среднему протромбиновому времени. Определение МНО необходимо для контроля терапии непрямыми антикоагулянтами (противосвертывающими препаратами — варфарин, фенилин). Таким пациентам необходимо контролировать МНО не реже 1 раза в 3 мес. Чрезмерное повышение МНО является указанием на склонность к кровотечениям. Снижение показателя свидетельствует о недостаточном эффекте противосверывающих средств и указывает на сохраняющийся повышенный риск тромбообразования. Нормальный показатель для МНО — 0,8-1,2. При терапии пероральными антикоагулянтами (варфарином) требуется более высокий целевой уровень МНО — обычно выше 2,5.

Протромбиновый индекс (ПТИ) — отношение времени свертывания нормальной плазмы к времени свертывания плазмы пациента, выраженное в%.

Повышается при повышении свертывания и склонности к тромбообразованию, а понижается при наклонности к кровотечениям.

Фибриноген — это белок, который составляет основу кровяного сгустка при свертывании крови. Повышается в крови при воспалительных процессах и отражает риск развития сердечно-сосудиситых осложнений за счет повышения свертываемости крови. Понижается — при склонности к кровотечениям, в том числе и врожденных дефектах, при нарушении функции печени и др. Нормальные значения — 2,0-4,0 г/л АЧТВ (активированное частичное тромбопластиновое время) — используется для скрининга оценки свертывания крови, а также для контроля за пациентами, получающим гепарин. Данный тест определяет время образования сгустка крови после добавления специальных реагентов. Укорочение АЧТВ свидетельствует о повышенной свертываемости крови и склонности к тромбообразованию, а удлинение — о пониженной свертываемости и склонности к кровотечениям. В норме — 24-35 с

Антитромбин III — естественный антикоагулянт, угнетает факторы свертывания крови (инактивирует тромбин), способствует уменьшению свертывания крови. Исследуется в крови при рецидивирующих тромбозах, при лечении гепарином. Нормальные значения — 71-115%.

Волчаночный антикоагулянт — в норме не должен вырабатываться у беременной. Это группа антител (IgM и IgG) к внешней оболочке тромбоцитов.

Наличие этих антител сопровождается увеличением АЧТВ. Эти антитела появляются при аутоиммунных заболеваниях (когда работа иммунной системы направлена против собственных органов), при патологии беременности (гестозе — осложнении, ухудшающем состояние матери и плода и проявляющемся повышением артериального давления, появлением отеков, белка в моче). Для таких больных характерны тромбозы артерий и вен.

Беременность на фоне такой патологии часто осложняется самопроизвольным абортом, инфарктами плаценты, гибелью плода.

D-димер в норме — меньше 248 нг/мл. Это показатель тромбообразования (процесса образования тромба, который состоит из трех последовательных этапов, описанных выше) и фибринолиза (растворения фибрина). Определение этого показателя имеет важное значение в клинической практике для диагностики тромбозов. У беременных, начиная с ранних сроков беременности, уровень D-димера в крови постепенно возрастает. К концу срока беременности значения его могут быть в 3-4 раза выше исходного уровня — это вариант нормы. Значительно более высокие показатели D-димера отмечаются у женщин с осложненным течением беременности — гестозом, а также у беременных, страдающих диабетом, заболеванием почек.