Киста почки

Киста почки — доброкачественное жидкостное образование почки, отграниченное от полостной системы почки.

Различают врожденные, наследственные (генетические), приобретенные кисты почек, кисты связанные с наличием системных заболеваний (синдром Вон Хиппель-Линдау, туберкулезный склероз), кисты почек, как следствие онкозаболеваний почек (рака почки).

Кисты почек развиваются из почечных канальцев и теряют свою связь с остальными канальцами и структурами почки после увеличения в размере до нескольких миллиметров. Причиной развития кист почки является усиленный рост эпителиальных клеток, выстилающих почечные канальцы изнутри и нарушающий нормальное выделение мочи.

Простые кисты почки встречаются наиболее часто и выявляются у 25-33% пациентов старше 50 лет, составляя примерно 65-70%от всех новообразований почек. Встречаемость врожденных кист почек примерно одинаковаво всем мире и среди мужчин, и среди женщин. Приобретенные кисты почек чаще всего выявляются в возрасте 30-40 лет, при этом чаще у мужчин и у афроамериканцев. С возрастом частота встречаемости заболевания увеличивается.

Опасность состоит в том, что кисты почек в зависимости от размеров и расположения могут приводить к болевым ощущениям, нарушать нормальный отток мочи из почки — приводить к гидронефрозу (расширению полостной системы почки), вызывать обострения и развитие воспалительных заболеваний почек — пиелонефрита. В некоторых случаях в кисту может произойти кровоизлияние или присоединиться инфекция. Примерно в 10% случаев наличие кисты почки может быть причиной почечной недостаточности — грозного и опасного состояния, значительно ухудшающего нормальное функционирование почки и всего организма.

Диагностика кисты почки

Простые кисты почек крайне редко достигают больших размеров, позволяющих выявить их при очном осмотре или пальпации почек.

Основными методами диагностики являются:

1. УЗИ почек — основной метод диагностики, наиболее простой, но не самый информативный метод. Единичная киста почки больших размеров. Рисунок взят сайта www. urolap. ru
  2. Обзорная урография и экскреторная урография — позволяет определить наличие или отсутствие нарушения оттока мочи из почки.
  3. Компьютерная томография (КТ) почек — наиболее точный метод диагностики, но и наиболее дорогостоящий. Является методом выбора для решения вопроса о возможном онкологическом процессе, оценки кровоснабжении образования, определения размеров, контуров, распространении образования внутри и вне почки.
  4. Единичная киста почки при компьютерной томографии. Рисунок взят сайта www. urolap. ru

Лечение кисты почки

В настоящее время ведущими принципами в лечение простых кист почек являются медикаментозное и хирургическое лечение.

Специализированных медицинских препаратов для лечения кист почек на сегодняшний день в мире не существует. Медикаментозное лечение применяется при наличии осложнений кист почек, таких как повышенное артериальное давление, наличие и развитие воспалительного процесса в почке, болевой симптом.

Выбор хирургического метода лечения зависит от размера ирасположения кисты почки. Показаниями к хирургическому лечению являются не уменьшаемые медикаментозно осложнения заболевания — нарушение оттока мочи, присоединение инфекции, болевые ощущения. К хирургическим методам лечения относятся:

1. Чрезкожная пункция кисты почки с аспирацией содержимого и склеротерапией под контролем УЗИ — является ведущим методом для лечения больших кист почек, располагающихся на периферии почки, не нарушающих отток из почки.
  2. Открытая резекция (удаление) кисты почки — метод применяется при расположении кисты у сосудов, питающих почку, значительно нарушающей отток мочи из почки, когда требуется максимальный контроль за располагающимися рядом структурами.
  3. Лапароскопическая (введение инструментов через небольшие разрезы на передней брюшной стенке) или люмбоскопическая (введение инструментов без проникновения в брюшную полость) резекция кисты почки — методы применяются в тех же случаях, что и открытая резекция. Плюсами этих методов является более короткий послеоперационный период.

Динамическое наблюдение показано, если обнаружена киста почки, но она не беспокоит: выполнение УЗИ почек с интервалом не реже 1 раза в 6 месяцев в зависимости от размеров и расположения кисты почки. В некоторых случаях может потребоваться выполнение компьютерной томографии с определенной периодичностью.