Киста семенного канатика

Киста семенного канатика является объемным образованием вытянутой овальной или округлой формы, внутри которого находится жидкость, не содержащая сперматоциты и сперматозоиды. Киста имеет снаружи плотную фиброзную оболочку.

Этиология кисты семенного канатика

Причины возникновения заболевания могут быть врожденными или приобретенными.

• Врожденные причины возникают при развитии плода. Киста может образоваться в случае частичного незаращения вагинального отростка брюшины, в случае сохранности несообщающихся друг с другом полостей по ходу семенного канатика и придатка яичка. Такие кисты содержат внутри прозрачную жидкостью, в которой нет сперматозоидов.
  • Приобретенные причины связаны с возникновением кисты после травм или воспалений органов мошонки. Протоки под действием травм или воспаления не функционируют, обтурируются, отток для синтезирующихся сперматозоидов нарушается. Секрет растягивает стенку протока, что способствует образованию кисты, содержащей свежие либо уже разрушившиеся сперматозоиды.

Киста семенного канатика чаще всего безопасно для здоровья, тем не менее, стоит обратиться к урологу, ведь под ней могут маскироваться другие, более серьезные заболевания. Под сперматоцеле могут скрываться новообразования семявыносящих протоков яичка. Именно поэтому любое образование пахового канала и мошонки необходимо тщательно диагностировать. Фуникоцеле (киста семенного канатика) не приводит к бесплодию, но при значительном ее увеличении и сдавлении ею окружающих тканей может возникнуть ухудшение функции яичка.

Клиника кисты семенного канатика

Семенные кисты обладают медленным ростом, они не вызывают расстройств, не влияют на репродуктивную функцию и половую активность мужчин. Больные могут жаловаться на легко прощупываемое безболезненное новообразование в мошонке. Иногда (при значительном увеличении кисты) может появиться чувство давления и распирания в мошонке, неудобство при ходьбе.

Диагностики кисты основана на тщательно собранном анамнезе, осмотре и пальпации (прощупывание кисты). Киста прощупывается как безболезненное овальное или округлое образование плотно-эластичной констистенции, располагающееся в области семенного канатика, в головке или в хвосте придатка яичка.

Лабораторно-инструментальные методы исследования:

• УЗИ мошонки. Данный метод является достаточно точным и информативным. Он позволяет точно выявить локализацию кисты придатка яичка, определить ее размеры. Сперматоцеле на УЗИ выглядит в виде образования однородного типа, имеющего тонкую стенку, ровные и четкие наружные и внутренние контуры.
  • Иногда при сперматоцеле назначают компьютерную томографию или МРТ (чаще всего при подозрении на опухоль яичка).

Очень редко возникает дермоидная киста яичка врожденного типа. Внутри такой кисты содержатся волосы, зубы, кости, сальные железы. Дермоид трудно дифференцировать с злокачественными образованиями яичка и придатка, показано оперативное лечение с последующей гистологией. Лечение кисты семенного канатика.

Киста подлежит лечению только при наличии болевого синдрома и значительном увеличение мошонки, создающим дискомфорт при движениях. В процессе операции используются микрохирургические инструменты (это имеет большое значение в плане образования рубцовых изменений, они могут нарушать транспорт сперматозоидов).

Прогноз при кисте семенного канатика благоприятный. Если имело место нарушение детородной функции — она восстанавливается, косметический дефект со временем проходит. На протяжении месяца после операции больному ограничиваются физические нагрузки. При подозрении на рецидив кисты, необходимо снова проконсультироваться у уролога и сделать УЗИ мошонки.