Кандидоз (молочница)

Кандидоз (молочница) — одна из разновидностей грибковой инфекции, вызывается микроскопическими дрожжеподобными грибками рода Кандида (Candida albicans). Грибок селится на коже и слизистых оболочках всех органов, их имеющих: в полости рта, в кишечнике, во влагалище, в мочевыводящих путях.

Воспалительные процессы обусловливаются не просто наличием грибов рода Candida, а их размножением в большом количестве. Почему они начинают активно разрастаться? Зачастую причина — в снижении иммунитета. Полезные бактерии наших слизистых гибнут, или защитные силы организма истощаются, и не могут препятствовать неконтролируемому росту грибов. В подавляющем большинстве случаев снижение иммунитета — результат какой-либо инфекции (в том числе и скрытых инфекций). Хотя возбудители кандидоза могут передаваться половым путём, в большинстве случаев кандидоз не связан с половыми контактами. Кандидоз не относится к венерическим болезням и рассматривается вместе с ними из-за сходной клинической картины. У большинства людей «заражение грибами» Candida фактически происходит в первый год жизни. Важно понимать, что молочница — это не венерическое заболевание!

Вот почему очень часто кандидоз — лакмусовая бумажка, индикатор более серьезных проблем в половых органах, и грамотный врач всегда порекомендует своей пациентке более детальную диагностику причин заболевания, нежели просто выявление грибов кандид в мазке. Кандидоз довольно редко «приживается» на половых органах мужчин. Зачастую молочница — именно женское заболевание. Появление же симптомов кандидоза у мужчин должно их насторожить: либо серьезно снижен иммунитет, либо присутствие кандид сигнализирует о вероятном присутствии другой инфекции, в частности, ИППП (особенно трихомонад!).

Лабораторная диагностика кандидоза

Обычно лабораторная диагностика кандидоза не представляет сложности, так как кандиды имеют свои отличительные признаки (споры и псевдомицелии ), видимые при простой микроскопии мазка, и при простых методах окраски. Идентификация штаммов С. albicans проводится также с помощью ПЦР. Однако просто обнаружить и даже вырастить колонию Candida недостаточно, т. к. дрожжеподобные грибы являются частью условно-патогенной флоры.

Споры и псевдомицелии C. albicans в мазке.

С целью уточнения видовой принадлежности гриба (Candida имеет более 40 подтипов, у человека выделено 5 — C. albicans, C. tropicalis, C. krusei, C. glabrata, С. parapsilosis) проводится культуральное исследование. Культуральное исследование только тогда результативно, когда из исследуемого материала вырастает определенное количество колоний грибов кандида (10 000 КОЕ/мл).

Для более точной и тонкой диагностики кандидоза также используют серологические реакции: реакцию агглютинации (РАГ), реакцию связывания комплемента (РСК). С помощью иммуноферментного анализа (ИФА) определяют IgЕ (антитела) против С. albicans.

При диагностике кандидоза очень важно исключить сопутствующие ЗППП.

Симптомы кандидоза

У женщин при этом заболевании обычно поражается влагалище и наружные половые органы, у мужчин — головка полового члена и крайняя плоть (Баланопостит).

Кандидозный баланопаостит.

Симптомы кандидоза у мужчин

• Жжение и зуд в области головки полового члена и крайней плоти.
  • Покраснение головки полового члена и крайней плоти иногда с мелкой сыпью.
  • Белый налет на головке полового члена и крайней плоти.
  • Боль при половом акте, возможны трещины на коже крайней плоти.
  • Боль при мочеиспускании.
  • Необильные выделения белого цвета при мочеиспускании, похожие на сперму

Лечение кандидоза

Существует множество препаратов для лечения этого заболевания. Одни из них применяют местно (крем, мази), другие — внутрь (таблетки или капсулы для приёма внутрь).

При кандидозном баланопостите (поражение головки полового члена и крайней плоти) достаточно местного лечения. Применяют крем с клотримазолом, либо крем Макмирор Комплекс (нистатин + нифурател). Его наносят тонким слоем на головку полового члена и крайнюю плоть 2 раза в сутки в течение 5–7 дней. Преимущество крема Макмирор Комплекса состоит в том, что кроме противогрибкового действия он обладает широким антибактериальным и противотрихомонадным действием.

Возможен однократный приём флуконазола, 150 мг внутрь (флуконазол рекламируют под разными коммерческими названиями — Медофлюкон, Дифлазон, Дифлюкан, Микосист, Форкан, Флюкостат и др).

Лечение кандидоза должно быть комплексным, поэтапным, включать не только избавление от грибка, но и ликвидацию предрасполагающих факторов и лечение сопутствующих заболеваний.