Камни мочевого пузыря

Заболевание характеризуется наличием камней или кальцифицированных (отложение солей кальция) инородных тел в полости мочевого пузыря или. Первое описание пациента с камнями мочевого пузыря относится к 4800 году до нашей эры. Этим заболеванием страдали Петр I, Наполеон Бонапарт, Бенжамин Франклин, Исаак Ньютон.

Причины развития камней мочевого пузыря:

1. Инфравезикальная обструкция (нарушение оттока мочи) мочевого пузыря — является наиболее частой причиной развития заболевания у взрослого населения. Изменение в нормальной анатомии мочевого пузыря и большой объем остаточной мочи приводит к застою и концентрации мочи в мочевом пузыре. У мужчин, из-за внутрипузырного роста предстательной железы или сдавления простатического отдела уретры, мочевой пузырь не может полностью опорожниться, приводя к застою, концентрации мочи, формированию солевых кристаллов и в дальнейшем камней мочевого пузыря. Кроме этого, причинами инфравезикальной обструкции могут быть стриктуры уретры, стеноз шейки мочевого пузыря.
  2. Нарушения иннервации мочевого пузыря (нейрогенный мочевой пузырь, последствия травмы спинного мозга) — в течение 8 лет примерно у 36% таких пациентом образовываются камни мочевого пузыря.
  3. Воспалительные процессы мочевого пузыря, включая воспалительные процессы после проведенной лучевой терапии.
  4. Инородные тела мочевого пузыря — шовный материл, внутрипузырные постоянные катетеры, стенты, мигрировавшие противозачаточные средства, а также предметы, по тем или иным причинам, введенные в мочевой пузырь самим пациентом.
  5. Дивертикулы мочевого пузыря.
  6. Цистоцеле.
  7. Последствия реконструктивной операции по поводу стрессового недержания мочи.
  8. Наличие камней верхних мочевых путей не является обязательным фактором для формирования камней мочевого пузыря, однако, мелкие камни почек, способные пройти по мочеточнику до мочевого пузыря, могут в дальнейшем превращаться в камни мочевого пузыря.
  9. Метаболические нарушения не являются существенной причиной формирования камней у пациентов с нарушением оттока мочи.

У взрослых наиболее часто встречаются камни из мочевой кислоты (>50%), среди детей (в эндемичных регионах) наиболее распространены камни, состоящие из кристаллов мочевой кислоты, оксалатов кальция и фосфатов кальция.

Камни мочевого пузыря могут быть единичными и множественными, мелкими, крупными, вплоть до размеров, занимающих весь мочевой пузырь.

Единичный камень мочевого пузыря

Множественные камни мочевого пузыря

По консистенции камней — от мягких до крайне твердых.

По типу поверхности — от гладких до шиповатых.

Симптомы при камнях мочевого пузыря

У некоторых людей с камнями мочевого пузыря нет никаких проблем, даже если эти камни достаточно большие. Но если камень раздражает стенку мочевого пузыря и блокирует отток мочи, могут появиться симптомы, которые включают:

• боль внизу живота
  • боль или дискомфорт в половом члене у мужчин
  • болезненность при мочеиспускании
  • учащенное мочеиспускание, особенно ночью
  • затруднения при мочеиспускании или прерывистый поток мочи
  • подтекание мочи ( недержание)
  • кровь в моче
  • изменение цвета мочи

Диагностика камней мочевого пузыря.

Основные методы:

• Общий анализ мочи
  • УЗИ мочевого пузыря
  • Цистоскопия

Дополнительные методы:

• Компьютерная томография (КТ)
  • Обзорная урография, Rg-грамма мочевыводящих путей
  • Цистография
  • Магниторезонансная томография (МРТ)

Лечение камней мочевого пузыря

Медикаментозная терапия.

Потенциально оправданным способом лечения камней мочевой кислоты является защелачивание мочи, соблюдение соответствующих диет в зависимости от выявленного типа солей в моче.

Хирургическое лечение.

На сегодняшний день к основным хирургическим методам лечения камней мочевого пузыря относят Эндоскопические методы:

1. Трансуретральная цистолитолапаксия — после проведения цистоскопии, и выявления камня, специальным энергетическим устройством (механическим, пневматическим, ультразвуковым, электрогидравлическим, лазерным) производится дробление камня под контролем глаза хирурга, после чего раздробленный камень удаляется через цистоскоп. Является методом выбора лечения у взрослых пациентов. Относительными противопоказаниям для применения метода являются маленький объем мочевого пузыря, беременность, наличие у пациента кардиостимулятора.
  2. Чрезкожная надлобковая литолапаксия (метод выбора лечения у детей) — метод позволяет более быстро и безопасно раздробить камень и выделить фрагменты камня.

Метод противопоказан при ранее перенесенных операциях на тазовых органах, нижнего этажа брюшной полости, при малом объеме и не достаточно заполняемом мочевом пузыре.

Открытая надлобковая цистолитотомия — позволяет удалять камень/камни значительных размеров, камни, которые невозможно раздробить вышеперечисленными методами, камни, прикрепленные к стенке мочевого пузыря. Метод также применяется при необходимости сочетанной простатэктомии (аденомэктомии) или хирургического лечения по поводу дивертикула мочевого пузыря.

Показания к оперативному лечению камней мочевого пузыря:

1. Отсутствие эффекта от медикаментозной терапии,
  2. Рецидивирующие инфекции мочевого пузыря,
  3. Острая задержка мочи,
  4. Не купируемые боли в низу живота,
  5. Гематурия (примесь крови в моче).

Профилактика при камнях мочевого пузыря

Камни мочевого пузыря обычно возникают по определенной причине. Их развитие без устранения причины трудно предотвратить, но можно снизить риск камнеобразования следуя следующим принципам:

• обращение при незначительных мочевых симптомах. Ранняя диагностика и лечение гиперплазии предстательной железы и других урологических заболеваний могут уменьшить риск развития камней мочевого пузыря.
  • употребление большого количества жидкости, особенно воды, поможет предотвратить образование камней мочевого пузыря, так как жидкость делает мочу менее концентрированной. Количество воды, которую надо выпить зависит от возраста, веса, здоровья, уровня активности. Спросите Вашего доктора, сколько жидкости Вам необходимо выпивать.
  • употребляйте клюквенный сок. Хронические инфекции мочевого пузыря могут привести к формированию камней. Сок клюквы помогает предотвратить эти инфекции, он замедляет рост бактерий и препятствует размножению бактерий в мочевом пузыре.