Гормоны щитовидной железы

Гормоны щитовидной железы — тиреоидные гормоны — йодированные производные аминокислоты тирозина, обладающие общими физиологическими свойствами и производимые в щитовидной железе. Щитовидная железа производит два тиреоидных гормона, отличающихся лишь наличием или отсутствием одного дополнительного атома йода в молекуле — тироксин (T4) и трийодтиронин (T3). При этом тироксин является относительно малоактивным тиреоидным гормоном, фактически — прогормоном, и слабо связывается непосредственно с рецепторами тиреоидных гормонов в тканях.

Перед тем, как оказать действие на клетки органов-мишеней, большая часть тироксина непосредственно в клетках конвертируется в биологически активную форму — трийодтиронин.

Т3 свободный (трийодтиронин свободный) — Нормальные значения: 2,6 — 5,7 пмоль/л.

Т4 свободный (тироксин свободный) — Нормальные значения: 9,0 — 22,0 пмоль/л.

От 2/3 до 4/5 общего количества тиреоидных гормонов, производимых щитовидной железой, поступает в кровь в форме «прогормона» тироксина, и лишь 1/3-1/5 — в форме биологически активного трийодтиронина.

Физиологическое действие

Тиреоидные гормоны стимулируют рост и развитие организма, рост и дифференцировку тканей. Повышают потребность тканей в кислороде. Повышают системное артериальное давление, частоту и силу сердечных сокращений. Повышают уровень бодрствования, психическую энергию и активность, ускоряет течение мыслительных ассоциаций, повышает двигательную активность. Повышают температуру тела и уровень основного обмена.

Тиреоидные гормоны повышают уровень глюкозы в крови, усиливают глюконеогенез в печени, тормозят синтез гликогена в печени и скелетных мышцах. Также они повышают захват и утилизацию глюкозы клетками. Тиреоидные гормоны усиливают липолиз (распад жира) и тормозят образование и отложение жира.

Действие тиреоидных гормонов на обмен белков зависит от концентрации гормонов. В малых концентрациях они оказывают анаболическое действие на обмен белков, повышают синтез белков и тормозят их распад, вызывая положительный азотистый баланс. В больших же концентрациях тиреоидные гормоны оказывают сильное катаболическое действие на белковый обмен, вызывая усиленный распад белков и торможение их синтеза, и как следствие — отрицательный азотистый баланс.

Тиреоидные гормоны повышают чувствительность тканей к катехоламинам (адреналину, норадреналину). Действие тиреоидных гормонов на рост и развитие организма сходно с действием соматотропного гормона, причём наличие определённой концентрации тиреоидных гормонов является необходимым условием для проявления ряда эффектов соматотропного гормона. Тиреоидные гормоны усиливают процессы эритропоэза (синтеза эритроцитов) в костном мозге.

Антитела к тиреоглобулину (АТ-ТГ) — антитела к белку-предшественнику тиреоидных гормонов являются важным параметром для выявления аутоиммунных заболеваний щитовидной железы, таких как болезнь Хашимото, атрофический аутоиммунный тиреоидит, диффузный токсический зоб.

Нормальные значения: 0 — 18 Ед/мл

Антитела к тиреоидной пероксидазе (АТ-ТПО, микросомальные антитела) — аутоантитела к ферменту клеток щитовидной железы, наиболее чувствительный тест для обнаружения аутоиммунного заболевания щитовидной железы. Нормальные значения: < 5,6 Ед/мл.

Как подготовиться к исследованию?

• За 2-3 дня отказаться от приема препаратов, содержащих йод.
  • Накануне исследования необходимо исключить физические нагрузки (спортивные тренировки), стрессы, прием алкоголя и курение.
  • Кровь берется натощак. Непосредственно перед взятием крови пациент должен находиться в состоянии покоя около 30 минут.