Гормоны надпочечников

Гормоны коркового вещества надпочечника разделяются на три основных класса, которые синтезируются и выделяются в клубочковой, пучковой и сетчатой зонах коркового вещества, соответственно:

Минералкортикоиды — влияют на уровни электролитов в крови и артериальное давление (у человека наиболее важен из них альдостерон);

Глюкокортикоиды — оказывают выраженное действие на различные виды обмена (особенно углеводный) и на иммунную систему (главным из них у человека является кортизол);

Половые стероиды (главные из них у человека — дегидроэпиандростерон ДГЭА и его сульфат — ДГЭАС- имеют слабое андрогенное действие).

Минералокортикоиды. К этой группе относятся альдостерон, дезоксикортикостерон, 18-оксикортикостерон, 18-оксидезоксикортикостерон. Эти гормоны участвуют в регуляции минерального обмена. Основным представителем минералокортикоидов является альдостерон. Альдостерон усиливает реабсорбцию ионов натрия и хлора в дистальных почечных канальцах и уменьшает обратное всасывание ионов калия. В результате этого уменьшается выделение натрия с мочой и увеличивается выведение калия. В процессе реабсорбции натрия пассивно возрастает и реабсорбция воды. За счет задержки воды в организме увеличивается объем циркулирующей крови, повышается уровень артериального давления, уменьшается диурез. Аналогичное влияние на обмен натрия и калия альдостерон оказывает в слюнных и потовых железах. Альдостерон способствует развитию воспалительной реакции. Норма альдостерона в крови: 2-9 нг%; 56-250 пмоль/л.

Глюкокортикоидные гормоны: кортизол, кортизон, кортикостерон, 11-дезоксикортизол, 11-дегидрокортикостерон. У человека наиболее важным глюкокортикоидом является кортизол. Норма уровня кортизола у взрослых 138-635 нмоль/л.

Причем эти значения варьируются в зависимости, когда проводили забор крови, т. к. утром уровень повышенный, а ближе к вечеру Эти гормоны оказывают влияние на обмен углеводов, белков и жиров:

1. Глюкокортикоиды вызывают повышение содержания глюкозы в плазме крови (гипергликемия). Этот эффект обусловлен стимулированием процессов глюконеогенеза в печени, т. е. образования глюкозы из аминокислот и жирных кислот. Глюкокортикоиды угнетают активность фермента гексокиназы, что ведет к уменьшению утилизации глюкозы тканями. Глюкокортикоиды являются антагонистами инсулина в регуляции углеводного обмена.
  2. Глюкокортикоиды оказывают катаболическое влияние на белковый обмен. Вместе с тем они обладают и выраженным антианаболическим действием, что проявляется снижением синтеза особенно мышечных белков, так как глюкокортикоиды угнетают транспорт аминокислот из плазмы крови в мышечные клетки. В результате снижается мышечная масса, может развиться остеопороз, уменьшается скорость заживления ран.
  3. Действие глюкокортикоидов на жировой обмен заключается в активации липолиза, что приводит к увеличению концентрации жирных кислот в плазме крови.
  4. Глюкокортикоиды угнетают все компоненты воспалительной реакции: уменьшают проницаемость капилляров, тормозят экссудацию и снижают отечность тканей, стабилизируют мембраны лизосом, что предотвращает выброс протеолитических ферментов, способствующих развитию воспалительной реакции, угнетают фагоцитоз в очаге воспаления. Глюкокортикоиды уменьшают лихорадку. Это действие связано с уменьшением выброса интерлейкина-1 из лейкоцитов, который стимулирует центр теплопродукции в гипоталамусе.
  5. Глюкокортикоиды оказывают противоаллергическое действие. Это действие обусловлено эффектами, лежащими в основе противовоспалительного действия: угнетение образования факторов, усиливающих аллергическую реакцию, снижение экссудации, стабилизация лизосом. Повышение содержания глюкокортикоидов в крови приводит к уменьшению числа эозинофилов, концентрация которых обычно увеличена при аллергических реакциях.
  6. Глюкокортикоиды угнетают как клеточный, так и гуморальный иммунитет. Они снижают продукцию Т- и В-лимфоцитов, уменьшают образование антител, снижают иммунологический надзор. При длительном приеме глюкокортикоидов может возникнуть инволюция тимуса и лимфоидной ткани. Ослабление защитных иммунных реакций организма является серьезным побочным эффектом при длительном лечении глюкокортикоидами, так как возрастает вероятность присоединения вторичной инфекции. Кроме того, усиливается и опасность развития опухолевого процеса из-за депрессии иммунологического надзора. С другой стороны, эти эффекты глюкокортикоидов позволяют рассматривать их как активных иммунодепрессантов.
  7. Глюкокортикоиды повышают чувствительность гладких мышц сосудов к катехоламинам, что может привести к возрастанию артериального давления. Этому способствует и их небольшое минералокортикоидное действие: задержка натрия и воды в организме.
  8. Глюкокортикоиды стимулируют секрецию соляной кислоты. Образование глюкокортикоидов корой надпочечников стимулируется АКТГ аденогипофиза. Избыточное содержание глюкокортикоидов в крови приводит к торможению синтеза АКТГ и кортиколиберина гипоталамусом. Таким образом, гипоталамус, аденогипофиз и кора надпочечников объединены функционально и поэтому выделяют единую гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему.

Дегидроэпиандростерон ДГЭА и Дегидроэпиандростерон — сульфат (ДГЭА-С)

ДГЭА-С — основной стероид, секретируемый корой надпочечников и являющийся предшественником биосинтеза тестостерона, андростендиона и эстрогенов (эстрона и эстрадиола). ДГЭА -C обладает относительно слабой андрогенной активностью, составляющей примерно 10% от уровня тестостерона. Однако, его биологическая активность усиливается благодаря относительно высоким концентрациям в сыворотке — в 100 или 1000 раз превосходящим тестостерон, а также из-за слабой афинности к глобулину, связывающему половые гормоны (SHBG). Содержание ДГЭА-С в сыворотке является маркером синтеза андрогенов надпочечниками.

Поскольку лишь незначительная часть гормона образуется половыми железами, измерение ДГЭА-С может помочь в определении локализации источника андрогенов. Если у женщин наблюдается повышенный уровень тестостерона, то с помощью определения ДГЭА-С можно установить, связано ли это с болезнью надпочечников или с заболеванием яичников.

Уровень ДГЭА-С не зависит от фазы менструального цикла, не имеет циркадного ритма секреции. Значения у мужчин и женщин с возрастом прогрессивно снижаются.

Во время беременности ДГЭА-C вырабатывается корой надпочечников матери и плода и служит предшественником для синтеза эстрогенов плаценты. Уровень его в крови беременным умеренно снижается.

Определение ДГЭА-C заменяет определение 17-КС в моче при оценке выработки надпочечниками андрогенов.