Гонорея

Гонорея — инфекционное заболевание, вызываемое грамотрицательным диплококком — гонококком лат. Neisseria gonorrhoeae, Передаваемая половым путём и характеризующаяся поражением слизистых оболочек мочеполовых органов. Относится к венерическим заболеваниям. При гонорее поражаются слизистые оболочки чаще всего половых путей, но могут поражаться слизистая прямой кишки, конъюнктива (в таком случае болезнь называется бленнорея).

Гонорея упоминается еще в Библии, как один из источников ритуальной нечистоты. Описано заболевание впервые немецким ученым Tripper, по имени которого бытовало и второе название заболевания — «триппер», которое в настоящее время практически не применяется. Возбудитель — Гонококк (Neisseria gonorrhoeae)

N. gonorrhoeae. Мазок из уретры. Окраска метиленовым синим.

Гонококки — вид грамотрицательных диплококков рода Neisseria. Вызывают гонорею — антропонозную венерическую инфекцию, характеризующуюся гнойным воспалением слизистых оболочек, чаще мочеполовой системы.

Вызывает заболевания: уретрит (уретры), цервицит (канала шейки матки), сальпингит (маточных труб), проктит (прямой кишки), бактериемия (появление бактерии в циркулирующей крови), артрит (воспаление суставов), конъюнктивит (бленнорея), фарингит. Реже вызывают воспаление глотки и прямой кишки. Источник инфекции — больной человек. Возбудитель передаётся половым путём, реже — через предметы обихода (белье, полотенце, мочалка). При бленнорее заражение новорожденного происходит через инфицированные родовые пути матери.

Гонококки — грамотрицательные диплококки (от греч. diplo — двойной) бобовидной формы, располагаются парами, прилегая друг к другу вогнутой стороной (размером 1,25-1,0×0,7-0,8 мкм). Имеют нежную капсулу и пили. В гнойном отделяемом характерно расположение гонококков внутри и вне фагоцитирующих клеток — лейкоцитов (незавершённый фагоцитоз).

Клинические проявления

Заболевание проявляется через 2-7 суток после заражения; протекает остро или хронически. Острая гонорея характеризуется выделением слизи, гноя, ощущением щекотания, жжения и боли в терминальном отделе уретрального канала, частыми позывами к мочеиспусканию, очень болезненному. Приблизительно у половины зараженных людей не наблюдается никаких симптомов, особенно в начале заболевания. Наиболее склонны к малосимптомному /бессимптомному течению заболевания женщины.

Типичные гнойные выделения из уретры характерные для гонореи

Из мочеиспускательного канала микроорганизм проникает к придатку яичка и вызывает его воспаление (эпидидимит, орхоэпидидимит — воспаление всей структуры — яичко + придаток), выражающееся увеличением, чрезвычайной болезненностью, общим лихорадочным состоянием. Воспаление это через 3-4 недели может пройти благополучно, или обратиться в хроническое, или окончиться омертвением придатка. Семенной канатик иногда тоже воспаляется.

Болезнь переходит иногда на мочевой пузырь, распространяется дальше на мочеточники и вызывает заболевание самих почек. Воспаление слизистой оболочки способно распространяться и в глубину тканей. Лимфатические железы и сосуды при гонорее также поражаются, припухают. Наружные покровы воспаляются, отекают. Иногда наступает даже омертвение крайней плоти.

Острая гонорея у женщин имеет то же течение, что и у мужчин. Симптомы и течение болезни те же. От раздражения гноем наружных покровов развивается поражение кожи (экзема). Бартолиновы железы нагнаиваются. Заболевания мочевого пузыря, внутренней оболочки и покровов матки (пара— и периметриты) и т. п. представляются тяжёлыми осложнениями гонореи. Очень часто гонорея является причиной бесплодия.

Микробиологическая диагностика.

1. Бактериоскопический метод — окраска двух мазков:
    • по Граму
    • 1 % водным раствором метиленового синего и 1 % спиртовым раствором эозина.
  2. Бактериологический метод: посев на питательные среды, содержащие нативные белки крови, сыворотки; оптимум роста в атмосфере 10–20% углекислого газа, при рН 7,2–7,4 и температуре 37 °C.
  3. Молекулярно-биологический метод — обнаружение специфической ДНК возбудителя методом ПЦР
  4. Серологический метод: РСК (реакция Борде-Жангу) или РИГА с сывороткой крови больного. В настоящее время используется крайне редко. Лечение гонореи Лечение гонореи сводится к применению курса антибиотиков предпочтиельно современных цефалоспоринов (Цефиксим, Цефорал, Супракс) таблетка диспергируемая, принимаемый перорально, однократно, в дозе 400 мг.

В связи с высокой частотой сочетания гонореи с хламидийной и микоплазменной инфекцией (Chlamydia trachomatis, Mycoplasma genitalium, Ureaplasma urealyticum), рекомендовано одновременное применение доксициклина 100 мг 2 раза в сутки — 7 суток (наиболее безопасная форма — доксициклин моногидрат — Юнидокс Солютаб).

NB! Обязательно лечение всех половых партнёров.

Профилактика

Для профилактики гонореи, как и других ИППП, рекомендуется пользоваться латексными, а при их непереносимости — полиуретановыми, но не натуральными мембранными презервативами. В случае незащищенного полового контакта не рекомендуется проводить антибактериальную профилактику, за исключением случаев контакта с партнёром, имеющим высокую вероятность инфицирования.

С целью профилактики гонореи возможно, хотя и не описано ни в одном руководстве, применение антибактериальных препаратов до или вскоре после полового акта. Основным условием, в какой-то мере оправдывающим применение средств антибактеральной профилактики является контакт с предположительно инфицированным партнером и невозможность, по ряду причин, ожидания развития/отсутствия инфекции. Основным таблетированным препаратом, применение которого возможно при гонорее или риске её развития, является цефиксим, предпочтительно —таблетка 400 мг однократно. Планомерное применение антибиотиков после каждого незащищенного контакта чревато развитием устойчивости микроорганизмов, что приведет, в последующем, к неудачам терапии и тяжёлым осложнениям. Ранее эффективный, азитромицин в настоящее время не используется при лечении гонореи и, естественно, для её профилактики.