Гидронефроз

Гидронефроз — расширение полостной системы и чашечек почки. Заболевание является следствием нарушением оттока мочи. Частота встречаемости гидронефроза в период от рождения до 80 лет составляет 3,1%. Заболевание встречается чаще у женщин в возрастной группе 20-60 лет, что в основном связано с беременностью, развитием гинекологической онкопатологии; у мужчин заболевание чаще встречается в возрасте старше 60 лет — основными причинами являются доброкачественная гиперплазия предстательной железы, рак простаты, стриктура уретры; в молодом возрасте заболевание чаще связано с наличием у пациента камней почек, в детском возрасте — с наличием пузырно-мочеточникового рефлюкса или дисплазии лоханочно-мочеточникового сегмента — врожденной аномалией развития области перехода лоханки в мочеточник, что проводит к формированию сужений и препятствия оттока мочи в этой зане..

Длительно существующий гидронефроз приводит к значительному снижению функции почек, почечной недостаточности.

Застой мочи в почках может вызывать воспалительные процессы в почке (пиелонефрит), вторичное уменьшение почек в размерах, привести к почечной недостаточности, образованию камней в почках, распространению воспалительного процесса по организму (сепсису), вплоть до летального исхода.

Нарушение нормальной функции почек может приводить к повышению артериального давления.

Клиника гидронефроза

Клинические проявления гидронефроза зависят от длительности существования заболевания, различают острый и хронический гидронефроз.

рисунок взят с сайта www. tiensmed. ru

Острый гидронефроз проявляется болями в поясничной области, в животе (острыми, тупыми, периодическими), отмечается усиление болей после приема жидкости, иррадиацияболей в яичко, половые органы, тошнота, рвота, повышение температуры тела, примесь крови в моче (гематурия) — характерные признаки почечной колики. При хроническом гидронефрозе заболевание может длительное время протекать бессимптомно, либо отмечается постепенное нарастание вышеперечисленных симптомов.

Диагностика гидронефроза

Заболевание диагностируется лабораторными методами: общий анализ мочи, клинический анализ крови, биохимический анализ крови.

Инструментальными методами:

1. УЗИ почек, мочевого пузыря. Рисунок с сайта www. medinfo. ufl. edu
  2. Расширенные чашечки и лоханка почек про гидронефрозе
  3. Экскретогрная урография — рентгенологическое исследование мочевыделительной системы с контрастом — позволяет оценить наличие функции почки при гидронефрозе.
  4. Компьютерная томография (КТ) — наиболее важный метод в диагностике.
  5. Радионуклеидные нефросцинтиграфия — оцениваются функциональное состояние почек, исследование помогает планировать дальнейшую тактику лечения.
  6. Магнитнорезонансная томография (МРТ)— исследование применяется при беременности, в случаях, когда требуется ограничить влияние ионизирующей радиации на организм.
  7. Обзорная урография, рентгенограмма мочевыделительной системы — метод удобен при необходимости контроля за движение камней почек и/или мочеточника(ов), подготовке в дистанционной ударно-волновой литотрипсии.

Лечение гидронефроза

1. Медикаментозное лечение. Основная задача медикаментозного лечения гидронефроза состоит в уменьшении болевого синдрома и лечении или профилактики инфекционных осложнений — назначаются обезболивающие, антибактериальные препараты.
  2. Хирургическое и инструментальное лечение — целью этих методов является восстановление нормального оттока мочи.

Выбор метода лечения зависит от причины, вызвавшей гидронефроз:

• Катетеризация мочевого пузыря — затрудненная постановка уретрального катетера в мочевой пузырь может свидетельствовать о стриктуре уретры, склерозе шейки мочевого пузыря, доброкачественной гиперплазии предстательной железы, раке предстательной железы.
  • Установление мочеточникового стента — позволяет расширить место сужения мочеточника, подготовить пациента к дальнейшему эндоскопическому лечению, выполнить ретроградную пиелографию.
  • Чрезкожная нефростомия — установка дренажа в почку чрезкожно под контролем УЗИ — применяется в случаях, когда по тем или иным причинам невозможна установка мочеточникового катетера или стента.
  • Открытое оперативное лечение — выполняется при наличии у пациента забрюшинного фиброза, опухолей забрюшинного пространства, аневризмы аорты, при наличии камней, которые невозможно удалить эндоскопическими методами или с помощью ударно-волновой литотрипсии. Так же открытые пластические операции применяются при врожденных причинах гидронефроза (например, пластика лоханочно-мочеточникового сегмента про врожденной стриктуре на фоне дисплазии ЛМС)
  • Эндоскопические методы лечения — могут применять при наличии камней, новообразований мочеточников, мешающих оттоку мочи из почки.

Гидронефроз и беременность

Гидронефроз во время беременности является физиологическим состоянием, чаще всего выявляется в третьем триместре беременности. Причиной гидронефроза беременных является механическое сдавление беременной маткой мочеточника, а также повышенный уровень прогестерона во время беременности, что приведит к снижению тонуса мочеточников. После родов отток мочииз почки восстанавливается. С Целью профилактики гидронефроза и пиелоэктазии (расширение лоханок почек) рекомендуется дренажное положение беременной в колено-локтевой позе по 15-20 минут 4-6 раз в день а также сон попеременно на одном и другом боку.