Гарднереллёз

Гарднереллез (синоним: бактериальный вагиноз) обусловлен дисбалансом микрофлоры влагалища. В норме она представлена преимущественно лактобациллами. Эти бактерии образуют молочную кислоту и перекись водорода, препятствуя размножению условно-патогенных микроорганизмов. В состав нормальной микрофлоры влагалища в очень небольшом количестве могут входить Gardnerella vaginalis, Mycoplasma hominis и анаэробные бактерии (рода Mobiluncus и другие).Эти микроорганизмы в небольшом количестве присутствуют во влагалище большинства здоровых женщин.

В результате спринцевания; применения противозачаточных средств, содержащих 9-ноноксинол (свечи «Патентекс Овал», свечи «Ноноксинол»); смены полового партнера уменьшается доля лактобацилл в микрофлоре влагалища. Одновременно с этим возрастает доля Gardnerella vaginalis, Mycoplasma hominis и анаэробных бактерий. При этом возникает дисбактериоз влагалища.

Гарднереллез у мужчин

Гарднереллез по определению является дисбактериозом влагалища. Поэтому мужчинам такой диагноз ставить неправильно. Иногда возбудители гарднереллеза вызывают уретрит у мужчин, который проявляется жжением и болью при мочеиспускании. В этом случае необходимо лечение. В остальных случаях (выявление Gardnerella vaginalis точными методами; гарднереллез у половой партнерши) в лечении мужчин необходимости нет.

Заражение гарднереллезом

Гарднереллез не относится к венерическим болезням!! Тем не менее, он тесно связан с факторами риска венерических болезней (множество половых партнеров, недавняя смена полового партнера). Поэтому женщин с гарднереллезом целесообразно обследовать на ЗППП.

Факторы, способствующие развитию гарднереллеза:

• Спринцевание
  • Спринцевание хлорсодержащими антисептиками (Гибитан, Мирамистин)
  • Применение противозачаточных средств, содержащих 9-ноноксинол (свечи «Патентекс Овал», свечи «Ноноксинол»)
  • Использование презервативов со спермицидной смазкой (9-ноноксинол)
  • Множество половых партнеров
  • Недавняя смена полового партнера
  • Прием антибиотиков широкого спектра действия
  • Применение вагинальных таблеток и свечей широкого спектра действия (Тержинан, Полижинакс, Бетадин)

Подробнее о роли спринцевания в развитии гарднереллеза

При спринцевании вымывается нормальная микрофлора влагалища, которая замещается условно-патогенными бактериями (например, Gardnerella vaginalis).

Нередко женщины при возникновении симптомов гарднереллеза (неприятный запах выделений из влагалища) самостоятельно прибегают к спринцеванию, связывая неприятный запах с недостаточной гигиеной. При этом спринцевание вызывает еще большее обострение гарднереллеза. По современным представлениям спринцевание не имеет ни гигиенического, ни профилактического, ни лечебного эффекта. Более того, оно является фактором риска гарднереллеза, воспаления придатков, внематочной беременност

Симптомы гарднереллеза у женщин включают необильные, неприятно пахнущие, однородные, водянистые, серовато-белые выделения из влагалища, равномерно покрывающие его стенки. При этом запах выделений из влагалища напоминает запах «тухлой рыбы».

Осложнения гарднереллеза у женщин

Ранее считали, что это гарднереллез не приносит вреда. В настоящее время его считают фактором риска воспаления придатков матки, женского бесплодия, преждевременных родов, осложнений беременности и родов.

Диагностика гарднереллеза

Диагностика основана на клинической картине и результатах общего мазка. Выявление возбудителей гарднереллеза (Gardnerella vaginalis, Mycoplasma hominis, Mobiluncus spp.) при посеве, методом прямой иммунофлюоресценции (ПИФ) и методом ДНК-диагностики (ПЦР) не имеет значения, так как при гарднереллезе важно не просто наличие, а количество этих бактерий. В небольшом количестве они присутствуют во влагалище большинства здоровых женщин.

Лечение гарднереллеза

Лечение гарднереллеза включает препараты для местного применения (мази, крема и свечи) и приема внутрь (таблетки или капсулы). Побочные эффекты местного лечения меньше, чем при системном лечении. Тем не менее, учитывая роль гарднереллеза в развитии воспаления придатков и женского бесплодия, в настоящее время все большее предпочтение отдается сочетанной терапии: применение местного лечения и препаратам для приема внутрь.

Наибольшее применение в практике имеют препараты метронидазол, 0,75% гель (Метрогил, Флагил, Клион-Д 100), клиндамицин, 2% крем (Далацин), а также препараты для приема внутрь в виде таблеток и капсул: метронидазол (Клион, Метронидазол, Медазол, Метрогил, Трихопол, Флагил, Эфлоран). Метронидазол абсолютно не совместим с алкоголем!, орнидозол (Тиберал. Дозолик), клиндамицин (Далацин, Климицин).

В ряде случаев назначают лечение, дополняющее антибактериальную терапию (иммунотерапия, общеукрепляющие препараты, физиотерапия и т. д.). До окончания лечения рекомендуется избегать половых контактов во влагалище без презерватива. Лечение полового партнера не снижает частоту рецидивов у женщин.

Мужчины:

• если Вы подозреваете у своей партнерши какие-то гинекологические расстройства, настаивайте что она не заниматься самолечением и не откладывать, а обратиться к квалифицированному специалисту.
  • если Вашей партнерше поставили диагноз «бактериальный вагиноз» (гарднереллез), знайте, что это состояние не венерическое заболевание! Однако это не мешает Вам тоже пройти обследование - параллельно могут выявиться другие заболевания.
  • лечиться от гарднереллеза мужчинам, как правило не нужно. Однако бывают случаи, когда вместе с гарднереллезом обнаруживают настоящую инфекцию. Тогда лечиться нужно обоим партнерам, по всем правилам лечения заболеваний, передающихся половым путем, - одновременно, одними и теми же препаратами, предохраняясь презервативом до получения положительных результатов лечения (контрольных мазков).