Эпидидимит

Эпидидимит — воспаление придатка яичка.

Причины развития эпидидимита

Причинами данного воспалительного процессов чаще всего бывают инфекции, которые попадают в придаток яичка через семявыносящий проток из мочеиспускательного канала (уретры).

Причем у молодых мужчин, моложе 35 лет, это чаще всего инфекции передаваемые половым путем. В частности, хламидии являются причиной острых эпидидимитов молодых мужчин с частотой более 50%.

В более старшем возрасте (после 50 лет) ведущей причиной воспалений органов мошонки являются кишечные микроорганизмы, которые вызывают инфекции мочевых путей (циститы, пиелонефриты). К ним относятся кишечная палочка, клебсиеллы, энтерококки, псевдомонады, протей и др. Реже причиной эпидидимита и орхита, а также деферентита, может стать туберкулезная или вирусная инфекция. Развитию эпидидимита, орхита и орхоэпидидимита в значительной степени способствует резкое переохлаждение, которое приводит к ухудшению кровоснабжения мошонки.

Воспаления придатка яичка также могут быть вызваны травмами и операциями на яичке, придатке и семенном канатике. В связи с этим после травм мошонки и операций на ее органах часто назначаются антибиотики и противовоспалительные препараты. Эпидидимит может возникнуть в следствие длительного стояния уретрального катетера, при неорганизованном тщательном уходе за ним возможно проникновение восходящим путем инфекции. Иногда эпидидимит развивается после стерилизации (удаления или перевязки семявыносящих протоков) вследствие накопления сперматозоидов, которые поступают в придатки из яичек и не успевают рассасываться с необходимой скоростью.

Симптомы эпидидимита

Клиническая картина острого эпидидимита

Для острого эпидидимита характерна гипертермия до 38-40°С, резкие боли в области яичка, усиливающиеся при движении, отек и гиперемия мошонки со стороны поражения. Боли при эпидидимите могут иррадиировать (отдавать) в промежность, пах, иногда — в поясницу и крестец. При сочетании эпидидимита с орхитом и периорхоэпидидимите (выпоте в области яичка) формируется реактивная водянки оболочек яичка и отек. Органы мошонки перестают контурироваться.

Без лечения явления острого эпидидимита могут начать стихаь через 3-5 суток. В области тела или хвоста придатка после перенесенного эпидидимита образуется неоднородный инфильтрат плотной консистенции, который впоследствии нередко замещается рубцом. Рубцевание и аутоагрессия к собственным сперматозоидам становятся причиной бесплодия после перенесенного острого эпидидимита. Иногда при эпидидимите в процесс вовлекается семявыносящий проток (деферентит) или весь семенной канатик (фуникулит). В первом случае семявыносящий проток пальпаторно определяется, как болезненный плотный шнур. Во втором выявляется наличие болезненного тяжа толщиной с палец. Для эпидидимита гонорейной этиологии типично подострое или торпидное течение.

Клиническая картина хронического эпидидимита

Хронический эпидидимит является исходом острого воспалительного процесса придатка яичка. При хроническом эпидидимите в стадии ремиссии больной не испытывает неприятных ощущений. При обострении появляется ощущение дискомфорта в области мошонки. Неоднократные воспаления приводят к фиброзному перерождению придатка, которое нередко сопровождается рубцеванием и обструкцией семявыносящего протока. Пальпаторно у пациента с хроническим эпидидимитом определяется уплотнение, иногда — увеличение придатка яичка. Нередко выявляется утолщение семенного канатика и увеличение диаметра семявыносящего протока. Снижение способности спермы к оплодотворению и рубцовые изменения при хроническом эпидидимите могут стать причиной бесплодия.

Диагностика эпидидимита

В основе диагностики заболеваний яичка, его придатка и семенного канатика лежит физикальное обследование (прежде всего пальпация или ощупывание). Ведущими вспомогательными методами являются диафаноскопия и ультразвуковое исследование (УЗИ) мошонки. Все эти методы абсолютно безболезненны, а их правильное использование и надлежащая интерпретация позволяют поставить точный диагноз в подавляющем большинстве случаев. В последние годы УЗИ мошонки, как значительно более информативный и точный метод, практически вытеснил диафаноскопию.

Для установления причин эпидидимита, орхита и орхоэпидидимита обязательно проводятся общий анализ и посев мочи на микрофлору, иногда выполняется анализ спермы (эякулята) на присутствие в ней различных инфекций. Выполняются тесты на наличие заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП). Если есть подозрения, осуществляется обследование на наличие микобактерий туберкулеза в моче и/или эякуляте. При подозрении на опухоль яичка — выполняются анализы крови на соответствующие онкомаркеры.

Правильно построенный комплекс диагностических мероприятий позволяет установить точный диагноз и провести максимально эффективное лечение. Обязательно обращайтесь к врачу-урологу!

Осложнения эпидидимита

• Острый эпидидимит при отсутствии своевременного лечения может осложниться нагноением придатка яичка. При образовании гнойного очага состояние пациента резко ухудшается, нарастает гипертермия и явления общей интоксикации. Кожа мошонки при гнойном эпидидимите становится гладкой, глянцевой, резко болезненной. Формируется абсцесс придатка яичка.

----- Узи-сонограмма при остром эпидидимите

----- Увеличенная воспаленная головка придатка яичка

Зона формирующегося абсцесса придатка яичка

• Распространение воспаления на яичко приводит к развитию острого орхита.
  • При хроническом эпидидимите ткань придатка постепенно замещается соединительной тканью. Рубцевание вызывает обтурационную непроходимость придатка яичка и становится причиной бесплодия у пациентов с двухсторонним эпидидимитом в 95-98% случаев.

Лечение эпидидимита

Неосложненный острый эпидидимит лечится амбулаторно. Госпитализация показана при угрозе развития осложнений. Пациента с острым эпидидимитом переводят на строгий постельный режим. Необходимо обеспечить мошонке покой и возвышенное положение (используют суспензорий или укладывают мошонку на свернутое полотенце). Из рациона больного эпидидимитом исключают жареную, копченную и острую пищу. Проводится терапия основного заболевания, ставшего причиной развития эпидидимита. Больному назначают антибактериальные и рассасывающие препараты, ферменты и витамины. После ликвидации острого воспалительного процесса рекомендуется физиотерапия.

Нагноение придатка яичка является показанием к оперативному лечению — вскрытию и дренированию гнойника. В тяжелых случаях производится удаление придатка а при вовлечении в процесс абсцедирования и яичка — удаление придатка вместе с яичком.

Терапия хронического эпидидимита во многом совпадает с лечением острого воспалительного процесса в придатке яичка. При хроническом эпидидимите больше внимания уделяют физиотерапевтическим процедурам (лазеротерапия, электофорез с ферментами и рассасывающими препаратами) и местному лечению. При развитии осложнений и неэффективности консервативного лечения выполняют эпидидимэктомию (удаление придатка яичка).

Профилактика эпидидимита

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение развития эпидидимита, заключаются в своевременной терапии хронических воспалительных заболеваний органов мочеполовой системы. Раннему выявлению эпидидимита способствует наблюдение пациента за своим состоянием после перенесенного общего инфекционного заболевания.

Для профилактики эпидидимита следует, прежде всего, избегать заражения инфекциями, передаваемыми половым путем и своевременно их лечить.

Не подвергаться резким переохлаждениям, беречь мошонку от травм. Следует одеваться достаточно тепло зимой.