двойное счастье

Автор: Коротеев Александр Леонидович — к. м. н., врач акушер-гинеколог, генетик и УЗД высшей категории

Двойное счастье. Многоплодная беременность

Желание родить двойню достаточно часто встречается среди пар, планирующих беременность. С точки зрения эмоций это, конечно, понятно, двойная радость — необычно стать родителями сразу двух абсолютно одинаковых, ну или не совсем одинаковых малышей. Таким детям часто приписывают особенные способности и таланты, от мам можно услышать, что «двойня хорошо — отмучилась один раз, а детей сразу двое!» Но, как бы мило не смотрелись малыши, гуляющие в двухместной, трехместной коляске, в одинаковых комбинезонах и похожие друг на друга как две капли воды, с точки зрения специалиста, надо признать, что многоплодная беременность — это беременность изначально патологическая, имеющая повышенный риск возникновения осложнений как для матери, так и для плодов.

В процессе эволюции природа когда-то «отказалась» от многоплодия в человеческой популяции, «признав» такой способ деторождения слишком рискованным делом. В мире удельный вес многоплодия среди всех беременностей составляет менее 1%, вызывается чаще всего этническими или генетическими факторами. Но по факту, двойни и тройни рождаются гораздо чаще, чем предписывается этими предрасположенностями. Широкое внедрение в практику вспомогательных репродуктивных технологий и применение оральных контрацептивов значительно изменило статистические данные по количеству многоплодных беременностей.

В частности, вероятность наступления многоплодной беременности повышают:

• ЭКО — экстракорпоральное оплодотворение, метод, при котором изначально в матку «подсаживается» несколько эмбрионов, из которых впоследствии могут развиваться несколько плодов и рождаться двое и более детей.
  • Cтимуляция овуляции — метод лечения бесплодия, при котором под действием гормональных препаратов возникает созревание не одного, а нескольких фолликулов, а из них несколько яйцеклеток, и, соответственно, оплодотвориться и имплантироваться так же может не один эмбрион, а два и более.
  • Применение оральных контрацептивов, блокирующих овуляцию, — в этом случае риск возникновения многоплодной беременности существует в первые месяцы после отмены препарата, т. к. в этот период может созревать и оплодотворяться больше, чем одна яйцеклетка.

Особенности течения многоплодной беременности

Как уже говорилось ранее, многоплодная беременность всегда сопровождается повышенным риском развития осложнений как со стороны матери, так и ребенка. «Приемлемым» сроком, при котором без тяжелых последствий для развития детей могут происходить роды при многоплодной беременности двойней, считаются 36–37 недель, соответственно, вес новорожденных при этом сроке не укладывается в нормативы, принятые для одноплодной беременности.

Пренатальная диагностика методом биохимического скрининга так же затруднена при многоплодной беременности. В основе биохимического скрининга лежит определение в крови матери количества гормонов, секретируемых плодом и плацентой, а если плодов более чем один, невозможно точно определить, какой из плодов и в каком количестве секретирует определяемый гормон. И получается, что основным неинвазивным методом диагностики является УЗИ.

Нередко проблемой для беременных, ожидающих двойню или тройню, становится серьезное осложнение — гестоз. До 80% женщин с многоплодной беременностью переносят гестоз в большей или меньшей степени выраженности, что требует обязательного своевременного вмешательства специалистов с целью профилактики и лечения этого грозного осложнения течения беременности. Ведение многоплодной беременности требует от специалиста наивысшей степени профессионализма и внимания. Важен каждый фактор, учитывать надо все: возраст будущей мамы, наличие сопутствующих заболеваний, генетические предрасположенности, все данные исследований, выполняемых во время беременности. Так, под чутким присмотром врача и четком соблюдении рекомендаций благополучно рождаются здоровые малыши — однояйцевые близнецы (из одной оплодотворенной и впоследствии разделившейся яйцеклетки) и разнояйцевые двойняшки (из нескольких яйцеклеток).

Журнал «Счастье материнства» N 17 2010 tamgdedeti. ru