Дивертикул мочевого пузыря

Дивертикул — это мешотчатое выпячивание стенки какого-либо полого органа: кишечника, мочевого пузыря, пищевода и др.

Причины образования дивертикула:

• истинные — когда стенка дивертикула состоит из всех тех же слоев, что и стенка мочевого пузыря.
  • ложные — когда стенка дивертикула состоит из слизистой оболочки, которая как грыжа выпячивается сквозь мышечные волокна стенки мочевого пузыря.

Дивертикулы могут врожденными, в тех случаях, когда они имеются у больного изначально. Кроме того, они могут быть и приобретенными, когда дивертикул образуется в результате повышения внутрипузырного давления. Такое состояние встречается, обычно, при нарушении оттока мочи из мочевого пузыря:

• при аденоме простаты,
  • при стриктурах уретры,
  • при склерозе шейки мочевого пузыря и других причинах, которые служат препятствием оттоку мочи. В этих случаях больному приходится натуживаться, в результате чего в мочевом пузыре происходит повышение давления. Это приводит к тому, что стенка в каком-либо месте (чаще всего по задней поверхности мочевого пузыря) ослабевает и начинает растягиваться. Размеры дивертикула мочевого пузыря могут разными. При наличии нескольких дивертикулов говорят о так называемом дивертикулезе мочевого пузыря.

Клинические проявления дивертикула мочевого пузыря

Обычно для дивертикула характерным признаком считается мочеиспускание в два приема. Это означает, что в начале больной опорожняет мочевой пузырь, а затем происходит опорожнение дивертикула. Кроме того, дивертикулы мочевого пузыря могут сопровождаться инфекционно-воспалительными процессами, так как в дивертикуле часто происходит застой мочи. Это воспаление является источником инфекции, которая далее может выражаться в цистите, пиелонефрите и т. д.

Диагностика дивертикула мочевого пузыря

Чаще всего дивертикул мочевого пузыря выявляется случайно во время выполнения УЗИ мочевого пузыря.

Кроме того, выявлению дивертикула может способствовать и цистоскопия.

Однако основным методом диагностики все же является УЗИ мочевого пузыря. Этот метод позволяет оценить размеры дивертикула, его расположение, количество дивертикулов.

Рентгенологичеким методом диагностики является восхдящая цистография с тугим наполнением мочевого пузыря.

Лечение дивертикулов мочевого пузыря

Лечение дивертикула хирургическое — для этого дивертикул иссекают, а отверстие в стенке мочевого пузыря ушивают. Операция проводится под общим обезболиванием. Кроме того, в настоящее время применяются и эндоскопические методы лечения дивертикулов мочевого пузыря.