Биопсия простаты

Простата — это непарный орган размером с грецкий орех или же каштан. Она располагается в малом тазу книзу от мочевого пузыря и окружает мочеиспускательный канал. Врач при осмотре может ее прощупать пальцем через переднюю стенку прямой кишки. Риск заболеть раком простаты имеет каждый шестой мужчина в возрасте старше 50 лет, и каждый четвертый или пятый после 60 лет. Рак простаты является одной из частых причин смерти пожилых мужчин.

Если рак простаты был выявлен на стадии, когда опухоль еще не вышла за пределы органа, то в среднем в 80% случаев возможно полное излечение при помощи

Если на момент выявления опухоль уже имела местное распространение за пределы простаты или метастазы (участки отсева опухоли в лимфатические узлы и кости), то полное излечение практически невозможно. В этом случае врач проводит симптоматическое лечение, назначая гормональные и другие специальные препараты или хирургическое удаление яичек (т. е. кастрацию). Такое лечение замедляет рост опухоли и способно существенно улучшить качество жизни.

Биопсия простаты — это инструментальная процедура, заключающаяся в заборе кусочков ткани для гистологического исследования. Биопсия как правило выполняется амбулаторно, другими словами не требует госпитализации в стационар. Ранее биопсия предстательной железы выполнялась вслепую или под контролем пальца, что ограничивало возможности забора материала из всех областей предстательной железы. Сегодня данная процедура выполняется только прицельно под ультразвуковым контролем. Это позволяет взять пробы из всех областей простаты и провести максимально тщательную диагностику даже самых маленьких опухолей.

Биопсия простаты выполняется с целью гистологической (патоморфорогической диагностики) рака и постановки окончательного диагноза этого заболевания. Она также позволяет установить степень агрессивности опухоли и стадию заболевания (его распространенность). Результаты биопсии простаты являются важнейшим фактором, определяющим тактику лечения пациента, а также прогноз заболевания.

Необходимость биопсии

Биопсия простаты выполняется при подозрения на наличие у Вас рака предстательной железы. Такое подозрение возникает как правило в случае повышения ПСА сыворотки крови выше 4,0 нг/мл или обнаружения при пальцевом ректальном исследовании участка уплотнения в простате у мужчины старше 50 лет. Сегодня нормы ПСА пересматриваются и все настоятельнее рекомендуют выполнять биопсию простаты мужчинам в возрастной группе 45 — 60 лет если ПСА выше 2,5 нг/мл, 61 — 70 лет если ПСА выше 4,0 нг/мл и старше 70 лет если ПСА выше 4,5 нг/мл. Такой подход улучшает выявляемость ранних и излечимых стадий рака предстательной железы. Хотя общепринято практикой эти рекомендации пока не являются и находятся на различных стадиях изучения.

Вероятность выявления рака простаты, особенно на ранней, еще излечимой стадии, может полностью зависеть от метода выполнения биопсии. На сегодняшний день наиболее современной является тканевая мультифокальная биопсия с забором образцов ткани как минимум из 12 участков предстательной железы с наведением иглы биопсийного автомата при помощи ультразвукового датчика. Такой вариант биопсии дает лишь 10% ошибочных ложноотрицательных результатов. До сих пор в нашей стране еще широко применяются методы тканевой и, к сожалению, уже абсолютно устаревшей аспирационной биопсии простаты, выполняемые вслепую (без применения ультразвукового наведения) и дающие ложноотрицательный результат в 30% случаев. Это особенно часто происходит при опухолях небольших размеров на ранних стадиях заболевания, когда в случае своевременного выявления оно еще может быть излечено.

Методика биопсии простаты и субъективная переносимость процедуры

Во время процедуры обычно присутствуют не сильнве болевые ощущения. Хотя неприятные ощущения могут возникнуть как при введении ультразвукового датчика в прямую кишку, так и во время пункций простаты, когда слышатся щелчки биопсийного автомата. После биопсии в течение нескольких дней обячно наблюдается примесь крови в моче и стуле, а примесь крови в сперме может сохраняться до нескольких месяцев. Биопсия простаты как правило протекает без серьезных осложнений. Однако существует определенный риск кровотечения и инфекции. Чтобы максимально снизить вероятность осложнений перед выполнением биопсии, требуется определенная подготовка.

Подготовка необходимая перед биопсией простаты

Если Вам планируется выполнение биопсии простаты:

• Не планировать на этот день никаких дел и побыть дома.
  • Следует заранее сдать мочу на общий анализ и на посев.
  • Как минимум за 7 дней до биопсии отказаться от приема аспирина.
  • Если Вы принимаете антикоагулянты непрямого действия (Синкумар, Тромбостоп, Пелентан и т. д.), необходимо заранее предупредить об этом врача и отменить их прием за 3 — 4 дня до биопсии, после чего накануне биопсии сдать кровь на определение протромбинового времени и протромбинового индекса.
  • Вечером накануне биопсии, а также утром в день биопсии нужно сделать себе очистительную клизму. Лучше воздержаться от приема пищи после 7 — 8 часов вечера накануне биопсии.
  • За 2 часа до биопсии следует начать прием антибактериального препарата и продолжить его в течение 3 — 4 дней после биопсии по назначению врача.
  • Если Вы страдаете стенокардией, то Вам необходимо иметь с собой препарат, которым Вы обычно пользуетесь в случае возникновения приступа загрудинных болей (валидол, нитроглицерин, нитросорбит и др.) и заранее его принять.

Сразу после биопсии простаты следует отправиться домой и провести весь этот день дома. На следующий день после биопсии простаты можно вернуться к своей нормальной активности.

В каких случаях следует неотложно связаться с врачом, выполнявшим биопсию:

• Повяление крупных сгустков крови в моче.
  • Повышение температуры тела выше 37,5 град. Цельсия.
  • Затрудненное мочеиспускание.
  • Сильное кровотечение из прямой кишки.

Просто наличие крови в моче, незначительное повышение температуры тела и умеренные боли в промежности — нормальные явления после биопсии простаты.

Результат биопсии (патоморфологические исследование биопсийного материала) обычно готов через 7-10 дней