Аденома простаты (Доброкачественная гиперплазия предстательной железы ДГПЖ)

Аденома простаты (доброкачественная гиперплазия простаты или ДГПЖ) развивается, как правило, у мужчин после 50 лет.

К 20 годам жизни мужчины простата достигает своих нормальных размеров. Но после 45 лет она снова начинает увеличиваться, и это продолжается до конца жизни. Вот этот процесс увеличения простаты в зрелом возрасте и называется доброкачественной гиперплазией (аденомой) простаты. Это очень часто встречающееся у мужчин заболевание: после 50 лет аденомой простаты страдает половина мужчин, а после 80 лет — 90% мужчин.

Симптомы Аденомы простаты (ДГПЖ)

Основные симптомы аденомы простаты довольно легко выявляются различные расстройства мочеиспускания. Их принято разделять на две группы:

Симптомы наполнения:

• частое мочеиспускание днем и ночью (никтурия)
  • неотложные (императивные) позывы к мочеиспусканию
  • императивное недержание мочи

Симптомы опорожнения:

• затрудненное начало мочеиспускания
  • необходимость выраженного напряжения передней брюшной стенки для начала мочеиспускания
  • Слабая струя мочи
  • прерывистость потока мочи
  • капание в конце акта мочеиспускания
  • ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря

Причиной возникновения симптомов опорожнения является сужение просвета уретры увеличенной простатой и спазмированными мышцами. Причина возникновения симптомов наполнения — нарушение функции мочевого пузыря. Тяжесть симптомов аденомы не всегда зависит от размеров предстательной железы. У некоторых мужчин с предстательной железой больших размеров симптомы обструкции мочевых путей минимальны, у других — при небольших размерах простаты развиваются более выраженные симптомы, связанные с доброкачественной гиперплазией предстательной железы. Качество жизни при аденоме предстательной железы. На данный момент ДГПЖ в большинстве случаев уже не является заболеванием, угрожающим жизни больного, поскольку диагностика хорошо развита и довольно легка и осложнения встречаются не столь часто. Теперь это заболевание, влияющее на качество жизни пациента, иногда влияющее драматически.

Заболевание вынуждает пациентов изменять свой образ жизни, приспосабливаться:

• ограничивать питье (особенно по вечерам)
  • избегать посещения мест, где труднодоступен туалет
  • ограничивать социальную активность
  • ограничивать сексуальную активность
  • избегать длительных поездок на автомобиле и т. д.

Страдает сон больных, так как они часто просыпаются в течение ночи для мочеиспускания. Больные с ДГПЖ часто испытывают стыд и смущение, если проявления заболевания становятся очевидными для окружающих. Кроме того, заболевание сказывается и на близких, например супруги людей страдающих ДГПЖ, так же часто не высыпаются из-за ночных пробуждений мужа.

Если присутствует хотя бы один из этих симптомов аденомы простаты, то мужчине нужно срочно посетить уролога. Но если Вы еще не достигли возраста 45-50 лет, то это может быть показателем других проблем: сужение уретры, нейрогенные расстройства мочеиспускания, воспалительные процессы. Увеличение простаты приводит к нарушениям мочеиспускания, из-за которых не происходит оттока мочи из мочевого пузыря и почек, могут развиваться инфекции мочевых путей, образовываться мочевые камни и почечная недостаточность. Таким образом, поход к урологу просто необходим. Врач проверит размеры простаты пальцем через прямую кишку и с помощью ультразвукового исследования. Если пациенту больше 50 лет, то обязателен анализ крови на простатоспецифический антиген (ПСА), чтобы убедиться в отсутствии рака простаты. Помимо этого, уролог обследует мочевой пузырь на факт полного опорожнения и на наличие остаточной мочи, проведет общий анализ и посев мочи. Цель всех этих исследований — выявление и обоснование влияния именно аденомы простаты на расстройства мочеиспускания, имеющиеся у данного пациента.

Методы лечения аденомы простаты, существующие в медицине на данный момент, многообразны и весьма результативны. Они могут быть медикаментозными (с применением лекарственных препаратов) и хирургическими. В последнее время активно применяется метод термотерапии (микроволновой коагуляции) простаты.

Чаще всего проводится именно медикаментозное лечение аденомы простаты. При этом не стоит заниматься самолечением или народным лечением простаты, так как большинство рекламируемых пищевых добавок, «растительных экстрактов» и гомеопатических средств, которые якобы рассасывают аденому, на самом деле не прошли необходимых клинических испытаний и не дают никакого лечебного эффекта (разве что психологический). Самолечение и народное лечение простаты может даже навредить, если не проконсультироваться со специалистом. Обычно урологи назначают препараты из группы альфа-адреноблокаторов (тамсулозин, альфузозин, доксазозин и другие), клиническая эффективность которых доказана и которые прежде всего рекомендованы для лечения аденомы простаты. Кроме того, если аденома простаты достаточно сильно увеличена (составляет более 60 мл), то, помимо альфа-адреноблокаторов, результативным будет применение высокой ингибиторов 5-альфа-редуктазы (финастерид, дутастерид). Благодаря действию этих лекарственных препаратов улучшается мочеиспускание, уменьшается размер простаты и даже осуществляется профилактика рака предстательной железы. Но все эти медикаменты для лечения аденомы простаты следует применять только после консультации с врачом.

Виды операций по удалению аденомы предстательной железы.

Однако иногда бывает необходимо хирургическое вмешательство. Самой эффективной операцией при размерах аденомы размером до 80 куб. см является трансуретральная резекция (ТУР) простаты, а при аденомах большего размера — позадилонная аденомэктомия.