Преждевременные роды

Автор: Виноградова Оксана Анатольевна — врач акушер-гинеколог Клиники «Передовые репродуктивные технологии» AF-cliniс

Преждевременными родами называют родоразрешение при сроке беременности от 29 до 37 недель. В эти сроки рождается недоношенный ребенок массой 1000–2500 г, ростом 35–45 см. Почему так рано?

Причины преждевременных родов

Одной из частых причин наступления преждевременных родов является инфекция. Это может быть острая или хроническая урогенитальная инфекция, вызванная хламидиями, уреаплазмами, микоплазмами, условно-па-тогенной микрофлорой. Если беременность протекала на фоне постоянной угрозы прерывания, поводом может стать гормональная недостаточность. Также преждевременные роды чаще происходят у женщин с многоплодной беременностью или при истмико-цервикальной недостаточности — слабости мышечного аппарата шейки матки, что характеризуется преждевременным раскрытием шейки матки и угрозой прерывания беременности или преждевременных родов, если срок более чем 27 недель. Возможно досрочное родоразрешение по медицинским показаниям со стороны матери в случае наличия у беременной тяжелого гестоза или обострения каких-либо заболеваний, угрожающих здоровью матери или благополучному исходу беременности. Если же беременность протекала на фоне хронической плацентарной недостаточности, то также возможно досрочное родоразрешение во благо будущему ребенку.

Как начинаются преждевременные роды?

Еще раз уточним, что преждевременными называются роды, начавшиеся до 38-й недели беременности.

Преждевременные роды делятся на угрожающие, начинающиеся и начавшиеся.

Угрожающие преждевременные роды характеризуются незначительными болями внизу живота или в пояснице. Иногда жалобы полностью отсутствуют, но при пальпации матки выявляется повышенный тонус и возбудимость. При влагалищном исследовании структурных изменений со стороны шейки матки не находят, но плод расположен низко по отношению ко входу в малый таз. При начинающихся преждевременных родах боли усиливаются, приобретают схваткообразный характер. При влагалищном исследовании обнаруживают укороченную или сглаженную шейку матки, возможны сукровичные выделения из половых путей или излитие околоплодных вод. Начавшиеся преждевременные роды характеризуются регулярными схватками.

Что делать?

Беременные женщины должны распознавать ранние признаки угрозы прерывания беременности и преждевременных родов: наличие сокращений матки, легкие боли внизу живота, напоминающие менструальные, появление незначительных выделений из половых путей. Всё это симптомы, при которых женщина должна обратиться к своему врачу.

Лечение угрожающих преждевременных родов включает в себя постельный режим, физический и половой покой, лекарственные препараты, физиотерапевтическое лечение (электрофорез ионами магния, абдоминальная декомпрессия), психотерапию. Беременным назначают седативные (успокаивающие) препараты, лекарства, снижающие тонус матки, антипростагландины (вещества, моделирующие действие гормонов), препараты прогестерона («гормон беременности») продленного действия. В случае наличия истмико-цервикальной недостаточности для лечения необхо-димо накладывать шов на шейку матки. Оптимальные сроки для данной манипуляции — 16–20 недель беременности и непременно в условиях стационара с применением щадящего для плода кратковременного наркоза.

При угрозе преждевременных родов проводится профилактика респираторного дистресс-синдрома плода (тяжелая дыхательная недостаточность, возникающая из-за дефицита содержания сурфактанта — вещества, препятствующего «склеиванию» альвеол в легких) препаратами из группы кортикостероидов (гормоны, производимые корой надпочечников), которые способствуют синтезу сурфактанта и созреванию легких плода.

Особый случай представляют женщины с преждевременным излитием околоплодных вод при недоношенной беременности. При отсутствии инфекции, удовлетворительном состоянии беременной и плода и сроке беременности 28–34 недели можно пролонгировать беременность, строго соблюдая все правила асептики и антисептики в условиях стационара. При появлении признаков инфекции назначают родовозбуждение.

Начавшиеся преждевременные роды проводятся через естественные родовые пути под постоянным кардиомониторным наблюдением за состоянием плода. Преждевременные роды требуют особой бережности, они часто осложняются стремительным или быстрым течением. Период изгнания для недоношенного ребенка представляет собой большую опасность, поэтому его следует проводить очень бережно, без защиты промежности, для предотвращения родового травматизма плода, то есть необходимо сопровождать перинеотомией — рассечением промежности.

Недоношенный ребенок

У ребенка, рожденного преждевременно, кроме низких весо-ростовых показателей имеются признаки морфо-функциональной незрелости: непропорциональное телосложение, податливые кости черепа, мягкие ушные раковины, обильный рост пушковых волос на теле, истончен подкожный жировой слой, выражена физиологическая эритема — покраснение кожных покровов, у мальчиков яички не опустились в мошонку. Для недоношенных детей характерны вялость, сонливость, сниженный мышечный тонус, слабый крик, недоразвитие сосательного и глотательного рефлексов, несовершенство терморегуляции. Такие дети нуждаются в особом режиме питания, поддержании определенной температуры и влажности окружающей среды, что, возможно, потребует перевода ребенка в детскую больницу для дальнейшего выхаживания. Современные методы и оборудование позволяют выхаживать детей весом от 700 г, но надо понимать, что ребенок, рожденный с такой критически малой массой тела, в дальнейшем будет иметь ряд особенностей и, скорее всего, патологий.

Таким образом, следует еще на ранних сроках выявлять возможные риски невынашивания и проводить необходимые профилактические мероприятия.