Уреаплазмоз

Уреаплазмы — это мельчайшие бактерии, которые обитают на слизистых половых органов и мочевых путей человека. Сначала уреаплазмы относились к микоплазмам, но были выделены в отдельный род из-за своей способности расщеплять мочевину. В настоящее время выделяют два самостоятельных вида: Ureaplasma parvum и Ureaplasma urealyticum.

Сразу надо сказать, что уреаплазмы являются условно-патогенными микроорганизмами. Они способны вызвать ряд заболеваний, но в тоже время нередко их выявляют и у здоровых людей.

Эпидемиология и пути заражения.

Уреаплазмы выявляют на половых органах примерно у каждой третьей новорожденной девочки. У мальчиков этот показатель значительно меньше. Нередко у детей, зараженных во время родов, со временем происходит самоизлечение от уреаплазм. Особенно часто это происходит у мальчиков. В результате у школьниц, не живущих половой жизнью, уреаплазмы выявляют лишь в 5-22% случаев.

У людей, живущих половой жизнью, распространенность уреаплазм возрастает, что связано с заражением при половых контактах. Носителями уреаплазм являются около 40-45% женщин. У мужчин они встречаются реже. У мужчин возможно самоизлечение.

В организм человека инфекция может попасть двумя способами:

• Половым путём при контакте с больным или носителем инфекции
  • При рождении от больной матери: микробы могут попадать в половые пути ребёнка во время родов и сохраняться там всю жизнь, находясь в неактивном состоянии.

Инкубационный период при заражении половым путем зависит от состояния организма инфицированного, но в среднем около месяца. При этом инфицирование не обязательно приводит к развитию заболевания. Уреаплазма может годами жить в организме, не вызывая какой-либо симптоматики и не приводя к заболеванию. Бессимптомное носительство уреаплазмы является распространенным и обнаруживается примерно у 40% сексуально-активных женщин и мужчин. Заболевание начинается, когда концентрация микроорганизмов превышает определенный порог.

В 1986 году Комитет экспертов ВОЗ внес U. urealyticum в классификацию возбудителей болезней, передаваемых половым путем. Однако уреаплазмоз не был внесен в Международную классификацию болезней 9-го пересмотра и не был внесен в последующую Международную классификацию болезней 10-го пересмотра 1998 года. Поэтому под уреаплазмозом (то есть болезнью, вызванной уреаплазмой) в настоящее время понимают воспалительный процесс в мочеполовых органах, когда при лабораторном обследовании обнаружена U. urealyticum и/ или Ureaplasma parvum и не выявлен другой патогенный микроорганизм, способный вызвать данное воспаление.

Симптомы уреаплазмоза

Как и при многих других инфекциях, заболевание не имеет симптомов, специфичных для данного возбудителя. Симптомы уреаплазмоза возникают через 3-5 недель с момента заражения. Больной отмечает жжение или зуд при мочеиспускании, выделения из мочеиспускательного канала. Иногда неприятные ощущения в области паха и простаты. Следует отметить, что уреаплазмоз проявляется незначительными симптомами, которые мало беспокоят больных, а часто вообще не проявляется (особенно у женщин).

Негонококковый уретрит — наиболее частое проявление уреаплазмоза у мужчин.

• скудные, слизисто-мутные выделения из мочеиспускательного канала, преимущественно после долгой задержки мочи (по утрам) — частое отсутствие или слабая выраженность субъективных симптомов (рези, боли при мочеиспускании)
  • склонность к вялотекущему, рецидивирующему течению (выделения из уретры самопроизвольно то пропадают на определенный период времени, то появляются вновь)
  • хронические эпидидимиты, орхоэпидидимит — воспаление придатка яичка и яичка возникает на фоне вяло-текущего уретрита.

У мужчин в отсутствие своевременного и адекватного лечения уреаплазмоза может вызывать воспаление предстательной железы.

За последнее время появилось много отечественных и зарубежных исследовании, в которых ряд авторов связывает астеноспермию — снижение подвижности сперматозоидов с паразитированием уреаплазм на сперматозоидах. С помощью сканирующей электронной микроскопии показано, что в месте контакта уреаплазмы и сперматозоида происходит слияние и лизис мембраны, что в свою очередь может приводить к потере жизнеспособности и подвижности. Показано также наличие общих антигенов в мембране сперматозоида и U. urealyticum, что часто приводит к образованию антител, повреждающих мембрану сперматозоида. Также бесплодие может вызываться продуцированием уреаплазмами в процессе жизнедеятельности ферментов, изменяющих текучесть (вязкость) спермы.

Диагностика уреаплазмоза

Для выявления Ureaplasma parvum и Ureaplasma urealyticum используют культуральный посев и ПЦР.

Культуральный посев. Рост колонии Ureaplasma urealyticum в виде «морского ежа» (увеличение1:40)

ИФА и ПИФ так широко применяющиеся в нашей стране до сих пор, характеризуются невысокой точностью (около 50-70%). Выявление антител к Ureaplasma parvum и Ureaplasma urealyticum имеет ограниченное значение в диагностике уреаплазмоза.

Лечение уреаплазмоза

Выявление Ureaplasma parvum и Ureaplasma urealyticum не является показанием к лечению.

По современным представлениям подход к лечению должен быть следующим. При выявлении заболеваний, возбудителями которых могут быть уреаплазмы (уретрит, простатит, везикулит, орхоэподидимит) надо помнить о том, что они могут вызываться уреаплазмами.

Стоит отметить, что возбудителями упомянутых заболеваний являются не только уреаплазмы, но и многие другие микроорганизмы. На долю уреаплазм приходится лишь часть этих заболеваний. В тех случаях когда есть признаки воспаления и выявлена только уреаплазма, как единственный предполагаемая причина — требуется обязательное лечение. Причём, лечение это не должно ограничиваться только обязятельной антибиотикотерапией. Необходимо лечение и самого воспаления в органе (органах) в которых уреаплазма его уже вызвала. Речь идет о полноценном лечении уретритов, простатитов, везикуло-простатитов и т. д. с применением всего арсенала (см. лечение простатита, лечение везикулита, лечение хронического эпидидимита)

Обязательным является лечение уреаплазмоза при наличие астенозооспермии (снижения подвижности сперматозоидов) и высокой вязкости эякулята, даже в тех случаях, когда выявленная Ureaplasma urealyticum в настоящий момент не вызывает клинически воспалительного процесса.