Наблюдение беременности

Автор: Виноградова Оксана Анатольевна - врач акушер-гинеколог клиники "Передовые репродуктивные технологии" AF-clinic

После того как утихнут первые радостные эмоции по поводу наступления долгожданной беременности, необходимо подумать о том, где наблюдаться в течение беременности.

В настоящее время существует возможность наблюдения по беременности не только в условиях женской консультации. Многие медицинские центры имеют право проводить подобное наблюдение, согласно Приказу № 50 Минздрава РФ. Медицинское наблюдение беременности — это комплекс диагностических мероприятий, включающий консультации акушера-гинеколога, осмотры врачей-специалистов, ультразвуковые и лабораторные исследования, проводимые на протяжении всего периода беременности.

Необходимость постоянного контроля над состоянием здоровья женщины и будущего ребенка обусловлена изменениями, происходящими в организме будущей мамы и плода на разных сроках беременности. В этот период женщина должна быть особенно внимательна к себе, ведь большинство отклонений в состоянии здоровья, выявленных на ранней стадии, поддаются лечению и корректировке.

Женщина должна встать на учёт при сроке беременности до 12 недель. При первом посещении независимо от срока беременности врач женской консультации обязан ознакомиться с амбулаторной картой женщины или выпиской из поликлинической сети для выявления каких-либо не гинекологических заболеваний, изучения наследственного анамнеза, факторов риска возникновения и развития акушерских и перинатальных осложнений. Это позволит своевременно решить вопросы о целесообразности дальнейшего сохранения беременности, рациональном трудоустройстве, установить степень перинатального риска и при необходимости провести комплекс мероприятий по оздоровлению беременной.

При взятии беременной на учёт врач заводит «Индивидуальную карту беременной и родильницы» (форма № 111/у), куда заносит паспортные данные, результаты подробно собранного анамнеза, включая семейный анамнез, перенесённые в детстве и зрелом возрасте гинекологические и не гинекологические заболевания, операции, переливания крови, особенности менструальной функции, а в дальнейшем — при каждом посещении — записывают все данные опроса, физикального обследования, лабораторных исследований, назначения.

Консультативные осмотры акушером-гинекологом до 28 недели беременности должны осуществляться не реже 1 раза в месяц; с 28 по 36 неделю — 1 раз в 2 недели, а с 36 до 40 недели — не реже 1 раза в 7–10 дней, — при отсутствии других указаний со стороны лечащего врача. Врач акушер-гинеколог должен скорректировать план обследования, исходя из индивидуальных особенностей здоровья женщины и протекания беременности. При выявлении соматической или акушерской патологии частота посещений возрастает.

На каждом приеме врач расспрашивает о вашем самочувствии, возможных жалобах, производит измерение веса, артериального давления, размеров живота, обсуждает полученные результаты анализов и УЗИ.

В соответствии с Приказами Минздрава РФ во время беременности женщине предстоит пройти следующие обследования:

• Ультразвуковые исследования (УЗИ) проводятся, начиная с 11 недели беременности. Всего за время наблюдения необходимо провести не менее трех УЗИ, а именно: в 11–14 недель, 18–22 недели, 30–34 недели. Данная методика помогает диагностировать некоторые пороки развития, выявить изменения, которые могут свидетельствовать о наличии хромосомной патологии плода. Проводить такое исследование необходимо на современном оборудовании, отличающемся высоким качеством изображения.
  • Исследование уровня биохимических маркеров хромосомной патологии плода (PAPP и β-субъединица хорионического гонадотропина) в крови беременной проводится в 10–12 недель беременности и направлено на раннее выявление нарушений развития плода (ранее подобное исследование проводилось на сроке 15–17 недель).
  • Необходимо сдать кровь для определения групповой принадлежности и резус-фактора, провести обследование на инфекции (гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция, сифилис), биохимический анализ крови, коагулограмму (свертывающая система крови).
  • Важным является динамический контроль анализа мочи, который необходимо сдавать перед каждым посещением врача. Акушер-гинеколог оценивает содержание лейкоцитов, белка, бактерий. Появление белка в моче, особенно во второй половине беременности, является важным прогностическим признаком развития гестоза.
  • Также в первом триместре проводится микробиологическое исследование флоры мочеполовой системы, берутся мазки на онкоцитологию. В зависимости от результатов возможно проведение лечения. Антибактериальная терапия назначается по возможности после 16–18 недели беременности и только препаратами, разрешенными при беременности.
  • Необходимо проконсультироваться у таких специалистов, как стоматолог, оториноларинголог, офтальмолог, эндокринолог, терапевт (в том числе снять электрокардиограмму).

Работающие беременные женщины при сроке 30 недель получают лист нетрудоспособности по беременности и родам на 140 дней. В это же время все беременные получают родовой сертификат.

Всем беременным рекомендовано пройти занятия в «Школе матерей» для физиопсихопрофилактической подготовки к родам.

Желательны также занятия для мужей в «Школе отцов». После 37 недель беременности необходимо начинать подготовку к родам и выбирать родильный дом

Помните, что хорошее самочувствие во время беременности — не повод для редкого посещения врача. Несмотря на то что вы неразрывно связаны с ребенком, ваш организм не может отследить все изменения, происходящие с вами и плодом. Регулярные посещения гинеколога по индивидуально-подобранному графику, своевременное обследование являются залогом рождения здорового ребенка.

Журнал «Счастье материнства» N 15 2010г. tamgdedeti. ru